Разница между субсидией и субвенцией

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разница между субсидией и субвенцией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).

Сметнобюджетное финансирование — безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из федерального бюджета на основе смет.

Принципы сметнобюджетного финансирования:

  • безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств;

  • целевое направление средств, т.е. определение конкретных мероприятий и целей на которые они должны быть использованы;

  • получение максимального эффекта при минимуме затрат;

  • финансирование в меру выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями.

Смета — финансовый план предприятия или учреждения, определяющий объем поступающих доходов и целевое распределение этих доходов на финансирование проведения необходимых расходов.

Основная структурная единица сметы статья.

Законом установлен строго определенный список сметных статей, который не может быть произвольно изменен.

Виды сметных статей:

1) индивидуальные — статьи отдельных доходов и расходов;

2) укрупненные — заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения.

Основу сметных статей составляют нормы расходов — единые плановые показатели сметных расходов.

Этапы сметного процесса:

  • составление — смета составляется бюджетным учреждением на текущий финансовый год (с периодичностью: I квартал, полугодие, 9 месяцев и год).

Действие утвержденных смет доходов и расходов начинается 1 января и прекращается 31 декабря соответствующего года.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

  • рассмотрение;

  • утверждение органом или должностным лицом, обладающим полномочиями по утверждению смет.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.

  • исполнение;

  • отчет по смете.

Бюджетная роспись -документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.

Структура:

В соответствии с Порядком сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составляемая Минфином России, включает бюджетные ассигнования:

  • по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета;

  • по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.

Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.

Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.

Прозрачность «Цифровой экономики»

Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».

Читайте также:  Как оформить пособие по уходу за инвалидом и какие полагаются выплаты?

Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.

  • Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
  • Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
  • Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?

Разница между субсидией и субвенцией

Передача денежных средств для поддержки перспективных проектов, оказания срочной и адресной помощи – это нормальная практика, которая общепринята во всём мире. В России различают субсидии и субвенции, которые предоставляются широкому кругу субъектов и имеют определённую целевую направленность. По сути, это финансовая помощь, которая призвана разрешить ту или иную проблему. В чём разница между данными понятиями?

Субсидия – финансовая помощь, которая выделяется из государственного или регионального бюджета и передаётся юридическому или физическому лицу либо в нижестоящий бюджет. Её основные свойства: долевое финансирование, целевое назначение, безвозвратность. К примеру, субсидия может выделяться определённым категориям граждан на строительство и реконструкцию жилья, юридическим лицам – на реализацию инновационных проектов, и так далее.

Субвенция – денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов юридическим лицам или бюджету другого уровня. Главные особенности такой помощи – целевое расходование и срочность. Если нарушено какое-либо из этих условий, то денежные средства подлежат возврату в бюджет, который их выделил. Субвенции могут полностью покрывать расходы на реализацию проекта и использоваться без привлечения собственных средств.

Надо отдать должное Минфину и Федеральному казначейству — с 2015 года большой объем информации публикуется на Едином портале бюджетной системы. Среди прочего там есть «Реестр субсидий» — раздел о трансфертах, субсидиях и субвенциях из федерального бюджета, то есть о средствах, перечисляемых другим уровням бюджетной системы и организациям на выполнение госзаданий, софинансирование целевых расходов (субсидии) или на исполнение определенных полномочий (субвенции). Раздел содержит не только общую информацию о каждой субсидии, но и сведения о проведенных по ней платежах, распределителях и получателях, тексты соглашений о предоставлении субсидий и госзадания организаций. Все это доступно в формате открытых данных через открытый API.

Благодаря этому у проекта КГИ «Госзатраты» появилась возможность в 2018 году создать специальный подпроект «Госзатраты. Субсидии». На основе открытых данных реестра были созданы профили распределителей и получателей, как, например, ОТР, что сделало данные еще более удобными для работы аналитиков и исследователей.

Субвенции: основания для предоставления

На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.

Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.

Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.

Основные свойства субсидии

Основные свойства субсидии:

  • безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);

  • целевой характер;

  • софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Таким образом, субсидию отличает то, что:

  • субсидии выделяются на строго определенные цели (денежные средства, выделенные на определенную цель, не могут быть потрачены ни на что другое);

  • денежные средства предоставляются безвозмездно (то есть выдача субсидий не предусматривает возврата денежных средств или процентов за пользование субсидией. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;

  • субсидия является софинансирующим инструментом (т. е. не полностью «закрывает» ту или иную финансовую «дыру», а выступает в качестве дополнительного финансирования).

  • выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:

  • на покупку или строительство жилья;

  • на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;

  • субсидия безработным, создающим свой бизнес.

Также можно различать подтипы субсидирования:

  • помощь лицам с группой инвалидности;

  • многодетным семьям;

  • малообеспеченным слоям населения;

  • компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.

И субсидия, и субвенция выделяются на определенные цели. В этом заключается их сходство. Чем отличается субсидия от субвенции? Возможные варианты дотаций из госбюджета связаны с общими тенденциями экономики страны. В соответствии с этим можно выделить определенные разновидности этих выплат. Виды субвенций различаются по целям, на которые их выделяют:

  • Осуществление органами местной власти своих полномочий.
  • Покрытие дефицита бюджета.

Денежная помощь на медицину, образование или строительство являются не видами субвенций, а софинансированием бюджета, который в дальнейшем будет распределен с учетом нужд субъектов.

Виды субсидий – это отражение главных направлений социальной политики в государстве:

  • Поддержка семьи, старости, детства.
  • Разделение ответственности по уходу за инвалидами.

Государство старается учитывать потребности граждан, поэтому субсидирование является одной из самых гибких систем. Каждые полгода законы, которые регламентируют процедуру назначения выплат, обновляются. На сегодняшний день субсидии выделяются на такие нужды:

  • Оплата жилищно-коммунальных услуг.
  • Приобретение жилья.
  • Открытие бизнеса людям, стоящим на учете по безработице.
  • Поддержка инвалидов и граждан, пострадавших от бедствий и катастроф.
  • Помощь молодым семьям, многодетным родителям и матерям-одиночкам.
  • Пенсионные и детские пособия.
  • Квоты на дорогостоящее лечение.
  • Льготы для ветеранов и военнослужащих.
Читайте также:  Новое в законах и налогах: что изменится с 2023 года

Доход у хозяйствующих субъектов зависит от многих обстоятельств: места расположения, наличия определённых отраслей производства, уровня населённости и особенностей проживающих в этой местности, правильности распределения средств, природных и климатических факторов (особенно районы и области с превалирующим количеством сельскохозяйственных предприятий).

Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).

Как субвенция, так и субсидия не облагается налогами. Решение об их выделении принимается уполномоченными лицами. Однако субвенция выдаётся только бюджетам другого уровня или юридическим лицам. Это могут быть малые предприятия, образовательные учреждения, административные единицы. Запрос на получение помощи, как правило, идёт «снизу вверх». Субсидия может выдаваться и физическим лицам в рамках целевой программы, а также индивидуальным предпринимателям. В этом случае она распространяется на неограниченный круг лиц, то есть помощь выделяется «сверху вниз».

В основе взаимоотношений субъектов, осуществляющих перевод и прием средств, лежат нормы бюджетного законодательства. В частности, определения рассматриваемых терминов содержатся в БК России. Помимо этого, уточнения утверждены иными актами федерального уровня. Так, под трансфертами понимается следующее:

  • субсидия — безвозмездные отчисления, перевод которых производится с определенной целью. Чаще всего с такими преференциями сталкиваются малоимущие граждане, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Источниками субсидирования выступают бюджеты всех уровней;
  • субвенция — такое финансирование также имеет целевой характер. Средства перечисляются между бюджетами. Выдача денег физическим лицам не предусмотрена;
  • дотация — рассчитана на материальное обеспечение юридических лиц и граждан. Деньги не подлежит возврату и целевому использованию. Получатель вправе использовать активы, куда ему потребуется.

Когда что назначается

Разобравшись в деталях, необходимо понять, кому назначаются разные виды этих выплат. Начать стоит с субсидии, на получение которой претендуют малоимущие семьи, незащищенные слои населения, которые являются гражданами РФ, не имеют коммунальных долгов, живут в собственном жилье, имея там постоянную регистрацию.

Если детализировать вопрос, то субсидированию подлежат в первую очередь пенсионеры, инвалиды, молодые и многодетные семьи. Если доход человека, который относится к одной из этих групп, находится ниже прожиточного минимума, и он может доказать это документами, у него появляется возможность претендовать на государственную поддержку в данной ее форме.

Важно! Когда помощь рассчитывают на семью, рассматривается ее полный доход в расчете на каждого из членов – людей, зарегистрированных на одной жилой площади. Доход на каждого человека, рассчитанный таким образом, не должен превысить минимума.

Различные области в пределах одной страны всегда развиваются неравномерно. На это есть причины – как исторического характера, так и природно-климатические. Поэтому одной из основных задач органов центральной власти является снятие напряженности между отдельными регионами за счет перераспределения средств. В РФ выделяют следующие основные виды межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии и субвенции. Все они не подлежат возврату. Отличительной особенностью дотаций является то, что они не имеют целевого назначения.

Субсидии и субвенции выделяются для выполнения конкретных задач, установленных федеральным правительством. Две последние категории отличаются тем, что первые покрывают только часть расходов местных бюджетов, а вторые – все полностью. Значительное внимание понятию трансфертов, их видам, формам и условиям предоставления уделено в Бюджетном кодексе РФ, а также в постановлениях и распоряжениях Правительства. В целом система выравнивания доходов в стране не является эффективной. Среди направлений ее совершенствования можно выделить:

  • Применение блочных трансфертов.
  • Использование индекса благосостояния населения при определении необходимых региону трансфертов.
  • Стремление к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов.
  • Создание обоснованных принципов распределения денежных средств между различными субъектами федерации, чтобы обеспечить большую устойчивость экономики.

Отличие субвенции от субсидии в системе образовании

При этом она отметила, что прогнозируемое увеличение поступлений межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составит 21,3 млрд рублей (27,8%), увеличение субсидий — 27,7 млрд (рост в 1,9 раза). Безвозмездные поступления от государственных муниципальных организаций в доходной части на предстоящий год не планируются.

Согласно документу, общий рост расходов составит 12 млрд рублей. Однако при этом, как подчеркнула Кивико, удалось сократить дефицит бюджета по сравнению с 2021 годом на 16,1 млрд, то есть более чем в шесть раз.

«Это говорит о том, что мы активно работаем над сбалансированной бюджетной политикой, у нас позитивные ожидания в части улучшения делового климата, дополнительная активизация работы по увеличению базы налогообложения, сокращение неэффективных бюджетных расходов, улучшение управления госимуществом и обеспечение более эффективного взаимодействия с главными администраторами доходов республиканского бюджета»

, — подчеркнула министр. Объем доходов бюджета определен в сумме 131,7 млрд рублей.

Читайте также:  ​Пособие малоимущим семьям в 2023 году

Она выделяется из бюджета любого уровня на какую-то определенную цель на условиях софинансирования. Примером может служить субсидия на приобретение жилья для молодых семей.

Субсидия по этой программе покрывает лишь часть стоимости квартиры, остальные деньги молодая семья должна внести самостоятельно.

Комментарий к ст. 133 БК РФ

Комментируемая статья регулирует субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Основное отличие субвенций от субсидий состоит в том, что в то время как субсидиями финансируются расходные обязательства, возникающие по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также расходные обязательства по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, субсидиями финансируются расходные обязательства, возникающие при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 N 677 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на реализацию некоторых полномочий, передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27.03.2006 N 169 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 258 утверждены Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты и Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

Постановлением Правительства РФ от 21.08.2006 N 513 утверждена Методика распределения субвенций из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 838 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции.

Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 16 утверждена Методика определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений, и их распределения между субъектами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 135 утверждена Методика распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов.

Постановлением Правительства РФ от 27.03.2013 N 275 утверждены Правила формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации.

Для оформления субвенции обязательно необходимо подать заявку, в которой будут отражены основные аспекты финансового отчета региона за прошлый год, четко описана и обоснована цель финансирования.

Количество денежных средств, которые необходимо затратить на конкретный проект определяется не регионом, а центральным органом власти, для этого даже существует специальная методика.

Если регион все таки получил субвенцию, то все денежные средства будут распределены по ведомствам, которые в них нуждались, а последние, в свою очередь, обязаны каждый квартал сдавать отчеты о проделанных работах и потраченных денежных средствах.

Эти отчеты направляются в специальный надзорный орган, именно он контролирует все процедуры, входящие в субвенцию.

Чтобы разобраться в этих терминах, стоит рассмотреть несколько примеров предоставления государственным бюджетом подобных выплат.

Так, например, субсидии зачастую используются для осуществления федеральных и региональных программ помощи молодым или многодетным семьям. Бюджет страны выделяет определенную сумму для улучшения жизни таких граждан, а также их жилищных условий.

Важно! В основном деньги идут на постройку дома или покупку новой квартиры.

Чаще всего субсидии выделяются на постройку или покупку жилья

Также субсидии могут быть предоставлены на осуществления ремонта парка или целого поселка. Еще одним примером является выделение денежных средств из бюджета на закупку продуктов пенсионерам к великому празднику – Дню Победы. И это далеко не полный список использования средств материальной поддержки.

Что касается субвенций, то их могут выделить на осуществление капитального ремонта. Деньги получит определенная жилищно-коммунальная организация. Она же и займется выполнением поставленной задачи.

Также сюда можно отнести закупку необходимых продуктов или вещей для различных организаций общественного назначения.

Важно! Субвенции могут пойти на предоставление разового пособия детям-инвалидам или детям, лишившихся родителей.

Субвенции могут предоставить для осуществления капремонта


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *