Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ключевым правовым актом, который устанавливает требования безопасности для всех видов работ, выполняемых производственными предприятиями, становится федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, посвященный общим вопросам промышленной безопасности. При этом прикладная информация о реализации положений этого федерального закона, например, что запрещается при эксплуатации грузоподъемных механизмов, содержится в другом нормативном акте – приказе Ростехнадзора от 26 ноября 2020 года N 461. Этот правовой акт представляет собой федеральные нормы и правила, соблюдение которых гарантирует обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемных машин. Они обязательны к соблюдению всеми компаниями, которые используют такую технику.

Изменения к приказу 533 ФНП ПС от 12 апреля 2016 г.

Сокращенное название документа – ФНП по ПС, что расшифровывается, как «Федеральные нормы и правила по подъемным сооружениям». В редакции приказа 533 ФНП ПС от 12 апреля 2016 г. довольно много корректировок. Они коснулись следующего:

  • применения требований в отношении разных видов ПС и совместимого с ним оборудования;
  • списка ПС, которые не нужно регистрировать в надзорных органах;
  • объектов, которые попадают под действие приказа, и тех, на которые требования документы не распространяются;
  • требований к дубликатам паспорта и руководства ПС.

В новой редакции ФНП по ПС действительно много изменений, касающихся не только списка ПС. Особое внимание стоит обратить на следующие нюансы:

  • В п.3 приказа есть дополнение про краны-манипуляторы, самоходные краны и вышки. Вне зависимости от возможностей передвижения их считают стационарно закрепленными механизмами.
  • В п. 5 убрали информацию по поводу необходимости сертификатов и деклараций соответствия для ПС, впервые введенных в эксплуатацию. Подобное оборудование перечисляется в приложении №3 ТР ТС 010/2011.
  • Согласно п. 6, теперь требования ФНП ПС на ОПО (опасных производственных объектах) обязательны для ПС и применяемого с ними оборудования, которые стали использоваться еще до вступления в силу ТР ТС 010/2011.
  • В п. 148 теперь говорится о ПС, которые не требуют учета в исполнительных органах, которые занимаются ведением реестра ОПО. Ранее они не подлежали учету в Ростехнадзоре.

4.3.1. Пластинчатые цепи, применяемые на грузоподъемных машинах, должны соответствовать ГОСТ 191. Сварные и штампованные цепи, применяемые в качестве грузовых и для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 и другой нормативной документации. Якорные цепи могут применяться без распорок и с распорками.

4.3.2. Цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов, должны иметь сертификат изготовителя об их испытании в соответствии с государственным стандартом, по которому они изготовлены.

При отсутствии указанного сертификата должны быть произведены испытания образца цепи для определения разрушающей нагрузки и проверка соответствия размеров государственному стандарту.

4.3.3. Коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в механизмах кранов, по отношению к разрушающей нагрузке должен быть не менее 3 для групп классификации (режима) М1 и М2 и не менее 5 для остальных групп классификации механизмов.

Коэффициенты запаса прочности сварных грузовых цепей и цепей стропов по отношению к разрушающей нагрузке должны приниматься по табл. 4.

4.3.4. Сращивание цепей допускается электросваркой новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев. После сращивания цепь должна быть испытана нагрузкой, в 1,25 раза превышающей ее расчетное тяговое усилие, в течение 10 мин.

Таблица 4

Минимальные коэффициенты запаса прочности сварных цепей

Назначение цепи

Группы классификации (режима) механизма

М1, М2

М3-М8

Грузовая, работающая на гладком барабане

3

6

Грузовая, работающая на звездочке (калиброванная)

3

8

Для стропов

5

5

4.7.1. Грузоподъемные машины, передвигающиеся по рельсовым путям, должны быть снабжены опорными деталями на случай поломки колес и осей.

У монорельсовых тележек с прицепной кабиной опорные детали должны быть установлены на ходовой тележке кабины. При подвеске кабины и механизма подъема к общей раме опорные детали устанавливаются на каждой ходовой тележке.

Опорные детали должны устанавливаться на расстоянии не более 20 мм от рельсов, по которым передвигается грузоподъемная машина или грузовая тележка, и должны быть рассчитаны на наибольшую возможную нагрузку на эти детали.

4.7.2. У стреловых кранов с изменяющимся вылетом с гибкой подвеской стрелы должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы.

У башенных кранов такие устройства должны устанавливаться, если при минимальном вылете угол между горизонталью и стрелой превышает 70°.

4.7.3. У стреловых самоходных кранов усилие поднятия (выдвижения) вручную выносных опор или их частей не должно превышать 200 Н.

При большем усилии выносные опоры должны иметь гидравлический, механический или другой привод.

4.7.4. Стреловые самоходные краны, имеющие подрессоренную ходовую часть и безаутригерную характеристику, должны быть оборудованы устройствами, исключающими действие упругих подвесок и позволяющими передавать нагрузку, воспринимаемую краном, непосредственно на ходовую часть или выносные опоры. Эти краны должны быть оборудованы также стабилизатором упругих подвесок, позволяющим равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси с тем, чтобы была обеспечена их равномерная просадка. На автомобильных кранах и кранах на специальном шасси эти устройства на передних осях могут не устанавливаться.

4.7.5. На концах рельсового пути для предупреждения схода с них грузоподъемной машины должны быть установлены упоры.

4.7.6. Грузоподъемные машины с машинным приводом, движущиеся по рельсовому пути, и их тележки для смягчения возможного удара об упоры или друг о друга должны быть снабжены упругими буферными устройствами соответствующей высоты. Если эксплуатационной документацией предусмотрена установка безударных тупиковых упоров, буферные устройства не устанавливаются.

4.9.1. Грузоподъемные краны с машинным приводом должны быть оборудованы устройствами (концевыми выключателями) для автоматической остановки:

а) механизма подъема грузозахватного органа в его крайних верхнем и нижнем положениях. Концевой выключатель нижнего положения грузозахватного органа может не устанавливаться, если по условиям эксплуатации крана не требуется опускать груз ниже уровня, установленного проектом (паспортом);

б) механизма изменения вылета в крайних положениях стрелы;

в) механизма передвижения грузоподъемных кранов на рельсовом ходу и их тележек (за исключением железнодорожных), если скорость крана (тележки) перед подходом к крайнему положению может превысить 0,5 м/с (механизмы передвижения башенного, козлового крана с пролетом более 16 м и мостового перегружателя должны быть оборудованы концевыми выключателями независимо от скорости передвижения);

г) механизмов передвижения мостовых, козловых, консольных кранов или их грузовых тележек, работающих на одном пути.

Указанные устройства должны устанавливаться также при необходимости ограничения хода любого другого механизма, например механизма поворота, выдвижения телескопической части грузоподъемной машины, механизмов грузозахватного органа, подъема кабины.

4.9.2. Концевые выключатели, устанавливаемые на грузоподъемной машине, должны включаться так, чтобы была обеспечена возможность движения в обратном направлении. Дальнейшее движение в том же направлении допускается для механизма передвижения мостового крана при подходе к посадочной площадке или тупиковому упору с наименьшей скоростью, допускаемой электрической схемой управления крана.

Читайте также:  Закон о тишине в Казани и Республике Татарстан

4.9.3. Концевой выключатель механизма подъема должен быть установлен так, чтобы после остановки грузозахватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным органом и упором у электроталей был не менее 50 мм, а у всех других грузоподъемных машин — не менее 200 мм.

4.9.4. У грейферных кранов с раздельным двухмоторным электрическим приводом грейферной лебедки схема включения концевого выключателя подъема должна быть выполнена так, чтобы производилось одновременное отключение двигателя механизма подъема и двигателя замыкания грейфера при достижении последним крайнего верхнего положения.

4.9.5. Концевой выключатель механизма передвижения должен быть установлен таким образом, чтобы отключение его двигателя происходило на расстоянии до упора, составляющем не менее половины пути торможения механизмов, а у башенных, портальных и козловых кранов и мостовых перегружателей — не менее полного пути торможения. При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых и консольных передвижных кранов, работающих на одном пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь торможения механизма должен быть указан предприятием-изготовителем в паспорте крана.

4.9.6. Краны мостового типа должны быть оборудованы устройством для автоматического снятия напряжения с крана при выходе на его галерею. У кранов, работающих в помещении, троллейные провода напряжением не более 42 В при этом могут не отключаться.

У мостовых кранов, вход на которые предусмотрен через галерею моста, такой блокировкой должна быть оборудована дверь для входа на галерею.

4.9.7. Дверь для входа в кабину управления грузоподъемной машины с посадочной площадки должна быть снабжена электрической блокировкой, не позволяющей начать передвижение крана при открытой двери.

Если кабина имеет тамбур, то такой блокировкой снабжается его дверь.

4.9.8. У магнитных кранов электрическая схема должна быть выполнена так, чтобы при снятии напряжения с крана контактами приборов и устройств безопасности напряжение с грузового электромагнита не снималось.

4.9.9. У башенных кранов с неповоротной башней и портальных кранов при расположении кабины на поворотной части крана, а также у специальных металлургических кранов, имеющих поворотную кабину, для предупреждения зажатия людей между поворотной и неповоротной частями крана при посадке в кабину должно иметься устройство, автоматически отключающее электродвигатель механизма поворота до перехода персонала с неповоротной на поворотную часть и в кабину.

4.9.10. Стреловые самоходные, железнодорожные, башенные и портальные краны для предупреждения их опрокидывания должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (ограничителем грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на 10 %, а для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т·м и портальных кранов — более чем на 15 %.

После действия ограничителя грузоподъемности должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.

У кранов, имеющих две или более грузовые характеристики, должен быть применен ограничитель грузоподъемности, имеющий устройство для переключения его на работу в соответствии с выбранной характеристикой. У башенных кранов доступ крановщика к переключателю должен быть исключен. Защитная панель или релейный (электронный) блок ограничителя грузоподъемности должны быть опломбированы.

4.9.11. Краны мостового типа должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности (для каждой грузовой лебедки), если возможна их перегрузка по технологии производства. Краны с переменной по длине моста грузоподъемностью также должны быть оборудованы такими ограничителями.

Ограничитель грузоподъемности крана мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25 %.

4.9.12. Козловые краны и мостовые перегружатели должны быть рассчитаны на максимально возможное усилие перекоса, возникающее при передвижении, или оборудованы ограничителем перекоса автоматического действия.

4.9.12а. Ограничители грузоподъемности вновь изготавливаемых кранов должны иметь встроенные регистраторы технических характеристик (параметров) для оценки состояния безопасности крана при работе. Ограничители грузоподъемности кранов, находящихся в эксплуатации, для оценки их состояния безопасности должны быть снабжены электронным прибором регистрации параметров.

4.9.13. У кранов с электроприводом должна быть предусмотрена защита от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз питающей электрической сети.

При отключении электродвигателя подъема груза или стрелы должно сниматься напряжение с катушек электромагнита тормоза или обмоток двигателя гидротолкателя.

4.9.14. У электрических кранов контакты приборов и устройств безопасности (концевых выключателей, блокировки люка, двери кабины, аварийного выключателя и т.п.) должны работать на разрыв электрической цепи.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ КРАНОВОГО ПУТИ ОТ ПРОЕКТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПЛАНЕ И ПРОФИЛЕ

Отклонение, мм

Графическое представление отклонения

Краны

мостовые

башенные

козловые

портальные

мостовые перегружатели

Разность отметок головок рельсов в одном поперечном сечении Р1, мм S — размер колеи (пролет)

40

45 — 60

40

40

50

Разность отметок рельсов на соседних колоннах Р2 мм

10

Сужение или расширение колеи рельсового пути (отклонение размера пролета — S в плане) Р3

15

10

15

15

20

Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте P4

2

3

2

2

2

Зазоры в стыках рельсов при температуре 0 °C и длине рельса 12,5 м P5

6

Разность высотных отметок головок рельсов на длине 10 м кранового пути (общая) Р6

40

30

20

30

Примечания: 1. Измерения отклонений P1 и Р3 выполняют на всем участке возможного движения крана через интервалы не более 5 м.

2. При изменении температуры на каждые 10 °C устанавливаемый при устройстве зазор P5 изменяют на 1,5 мм. например при температуре +20 °C установленный зазор между рельсами должен быть равен 3 мм, а при температуре -10 °C — 7,5 мм.

3. Величины отклонений для козловых кранов пролетом 30 м и более принимают как для кранов-перегружателей.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ БРАКОВКИ ЭЛЕМЕНТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

Элементы

Дефекты, при наличии которых элемент выбраковывается

Ходовые колеса кранов и тележек

1. Трещины любых размеров

2. Выработка поверхности реборды до 50 % от первоначальной толщины

3. Выработка поверхности катания, уменьшающая первоначальный диаметр колеса на 2 %

4. Разность диаметров колес, связанных между собой кинематически, более 0,5 %*

Блоки

1. Износ ручья блока более 40 % от первоначального радиуса ручья

Барабаны

1. Трещины любых размеров

2. Износ ручья барабана по профилю более 2 мм

Крюки

1. Трещины и надрывы на поверхности

2. Износ зева более 10 % от первоначальной высоты вертикального сечения крюка

Шкивы тормозные

1. Трещины и обломы, выходящие на рабочие и посадочные поверхности

2. Износ рабочей поверхности обода более 25 % от первоначальной толщины

Накладки тормозные

1. Трещины и обломы, подходящие к отверстиям под заклепки

2. Износ тормозной накладки по толщине до появления головок заклепок или более 50 % от первоначальной толщины

ФНП устанавливают необходимые требования к:

  • деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (далее также — подъемные сооружения, подъемные средства, ПС), в том числе к работникам указанных ОПО;
  • безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Читайте также:  Оформление продления временной прописки

Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:

  • а) грузоподъемные краны всех типов;
  • б) мостовые краны-штабелеры;
  • в) краны-трубоукладчики;
  • г) краны-манипуляторы;
  • д) строительные подъемники;
  • е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
  • ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  • з) электрические тали;
  • и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
  • к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
  • л) тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
  • м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;
  • н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

Самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) осуществляют грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме. В процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки), независимо от их возможности перемещения, следует относить к стационарно установленным грузоподъемным механизмам.

4. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:

  • а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов;
  • б) применяемые на объектах использования атомной энергии, а также оказывающие влияние на ядерную и радиационную безопасность;
  • в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;
  • г) установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;
  • д) утратил силу. — Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146;
  • е) предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием (например, вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием), а также кабин (люлек) с людьми, используемых в качестве аттракционов;
  • ж) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);
  • з) краны для подъема створов (затворов) плотин без осуществления зацепления их крюками;
  • и) домкраты;
  • к) манипуляторы, используемые в технологических процессах.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

2.5.1. Ходовые колеса кранов должны быть двухребордными и соответствовать нормативным документам. Применение ходовых колес другой конструкции должно соответствовать требованиям ст. 2.5.2 настоящих Правил.

2.5.2. Одноребордные ходовые колеса могут применяться в следующих случаях:

а) если колея наземного кранового пути не превышает 4 м и обе нитки лежат на одном уровне;

б) если краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам при условии, что расположение реборды на одном колесе противоположно расположению реборды на другом колесе (при расположении колес на одной оси);

в) у опорных и подвесных тележек кранов мостового типа;

г) у подвесных тележек, передвигающихся по однорельсовому пути;

д) у грузовых тележек башенных кранов.

Ходовые колеса башенных кранов должны быть двухребордными независимо от ширины колеи.

Применение безребордных ходовых колес допускается при наличии устройств, исключающих сход колес с рельсов.

2.5.3. Ходовые колеса механизмов передвижения грузоподъемных кранов и их грузовых тележек могут выполняться коваными, катанными, штампованными или литыми.

Ходовые колеса должны быть изготовлены из стали. Допускается применять ходовые колеса, изготовленные из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом по технологии, согласованной с головной организацией. Кованые колеса должны соответствовать ГОСТ 28648.

Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования

Безопасность при использовании ГПМ обеспечивается следующими методами:

  • Выявление и соблюдение размера опасной зоны и режима работы грузоподъемного механизма. Размер зоны определяется в зависимости от высоты подъема и длины пути передвижения груза;
  • Использование средств защиты от возможного травмирования (каски, ограждения);
  • Определение устойчивости грузоподъемного оборудования. Удерживающий момент должен превышать опрокидывающий;
  • Условием устойчивости кранового механизма и длины пути перемещения груза;
  • Расчет прочности канатов. По результатам проведенного расчета устанавливается коэффициент прочности каната;
  • Использование специальных устройств для обеспечения безопасности (ограничителя грузоподъемности для предупреждения падения грузов с высоты, противоугонных средств, ограничителя поворотов, блокировки дверей кабины). Проводится проверка надежности действия тормоза. Обязана присутствовать четкая маркировка грузов на видном месте;
  • Регулярный контроль за состоянием грузоподъемного оборудования;
  • Проведение регистрации, испытаний, техосвидетельствования.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, выбору схем для безопасной работы, безопасным способам управления, планированию работ, выбору кранов и грузозахватных приспособлений, способам монтажа и демонтажа, обслуживанию грузоподъемных кранов, а также подбору машинистов крана (крановщиков, операторов), стропальщиков и сигнальщиков.

Специальные требования к безопасной эксплуатации отдельных типов кранов могут не соответствовать общим требованиям и могут быть приведены в других стандартах серии.

Настоящий стандарт не распространяется на краны, установленные на плавсредствах (кроме тех, которые установлены на плавсредствах временно) и на ручные краны.

Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска безопасной эксплуатации кранов.

5.1 Общие положения

Безопасность эксплуатации кранов во многом зависит от подбора квалифицированного персонала (крановщиков, стропальщиков, сигнальщиков). Лица, ответственные за подбор персонала для конкретной грузоподъемной операции, должны гарантировать, что выбор персонала обеспечит качественное и безопасное выполнение работ. Лица с алкогольной или наркотической зависимостью не могут принимать участие в подъемно-транспортной операции, также как и лица, находящиеся под воздействием алкоголя, наркотических или психотропных препаратов. Все лица, принимающие участие в подъемно-транспортной операции, должны знать свои обязанности. Стажеры, принимающие участие в операции, должны работать под постоянным контролем компетентных лиц.

Читайте также:  Статья 137. Ограничение удержаний из заработной платы

5.2 Крановщик (оператор крана, машинист)

5.2.1 Крановщик должен нести ответственность за правильное управление краном в соответствии с руководством по эксплуатации крана (инструкцией изготовителя) и в рамках системы мер по безопасному производству работ. Крановщик должен всегда реагировать на сигналы, поступающие только от одного сигнальщика (стропальщика), которые должны быть легко опознаваемы. Исключением из данного правила является подача сигнала «СТОП», который должен быть выполнен вне зависимости от того, кто его подавал.

5.2.2 Крановщик должен:

— пройти соответствующее обучение;

— быть не моложе 18 лет (кроме лиц, проходящих обучение под руководством инструктора);

— подходить по медицинским характеристикам, особенно это касается зрения, слуха и рефлексов;

— иметь физическую возможность управлять краном;

— быть способным оценивать величины расстояний, высоты и зазоров;

— пройти подготовку для данного типа крана и обладать достаточным опытом работы и знаниями в области устройства крана, органов его управления, а также устройств безопасности и сигнализации;

— знать источники опасностей и уметь применять на практике способы защиты от них;

— пройти обучение способам и методам строповки грузов, а также сигнализации;

— пройти обучение правилам и способам работы с противопожарными устройствами, установленными на кране;

— быть ознакомленным со способами и средствами эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации, а также расположением средств связи для вызова экстренных служб;

— знать методы проведения испытаний ПС;

— иметь удостоверение на право управления краном и (при необходимости) водительское удостоверение (последнее — для самоходных стреловых кранов, имеющих возможность передвижения по дорогам).

Примечание — Крановщик должен проходить медицинское освидетельствование не реже чем 1 раз в 5 лет, если другое не предусмотрено национальными нормами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

Порядок обучения крановщиков установлен ГОСТ 31272.1, содержащим минимальные требования по обучению крановщиков в целях развития базовых навыков по управлению кранами и получения необходимых знаний для правильной эксплуатации кранов. Требования к компетентности крановщиков изложены в ГОСТ 34466. Подтверждение профессиональной квалификации крановщиков производится в соответствии с профессиональными стандартами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

5.3 Стропальщик

5.3.1 Стропальщик несет ответственность за строповку и расстроповку груза и использование грузозахватных приспособлений, предусмотренных проектом производства работ кранами и технологическими картами погрузо-разгрузочных работ. Стропальщик несет ответственность за начало планируемого передвижения крана и груза. При наличии более одного стропальщика, только один из них несет ответственность. Это зависит от положения, которое они занимают относительно крана. Для обеспечения непрерывности передачи сигналов в тех местах, где стропальщик невидим для крановщика, для передачи сигналов необходим сигнальщик (кроме того, возможно использование других аудио- или визуальных методов сигнализации).

Если во время работы крана ответственность за подачу сигналов крановщику передается другому лицу, стропальщик должен понятным образом указать крановщику того, кому он передает эту ответственность. Далее крановщик и принимающее ответственность лицо должны ясно продемонстрировать, что они готовы к дальнейшей работе.

5.3.2 Стропальщик должен:

— пройти соответствующее обучение;

— быть не моложе 18 лет (кроме лиц, проходящих обучение под руководством инструктора);

— пройти медицинскую комиссию в установленном порядке;

— иметь физическую возможность выполнять обязанности стропальщика;

— знать источники опасностей и уметь применять на практике способы защиты от них;

— быть способным оценивать величины расстояния, высоты и зазоров, массу и центр тяжести грузов;

— быть обученным способам и методам строповки грузов;

— быть обученным способам и методам сигнализации;

— быть способным правильно выбрать грузозахватные приспособления и оценить их исправность;

— быть способным четко и ясно подавать звуковые команды, а также пользоваться аппаратурой связи (например рацией);

— быть способным подать команду на подъем и сопровождать груз при транспортировании;

— быть ознакомленным со способами и средствами эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации, а также расположением средств связи для вызова экстренных служб;

— иметь удостоверение стропальщика.

Требования к компетентности стропальщиков изложены в ГОСТ 34466. Подтверждение профессиональной квалификации стропальщиков производится в порядке, установленном в государствах, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

5.4 Сигнальщик

5.4.1 Сигнальщик отвечает за передачу сигнала от стропальщика крановщику. Он несет ответственность за направление движения крана и груза вместо стропальщика при условии, что только один человек несет ответственность в конкретный момент времени. При необходимости он может использовать радио- или другой вид связи с крановщиком.

Если во время работы крана ответственность за подачу сигналов крановщику передается другому лицу, сигнальщик должен понятным образом указать крановщику того, кому он передает эту ответственность. Далее крановщик и принимающее ответственность лицо должны ясно продемонстрировать, что они готовы к дальнейшей работе.

5.4.2 Сигнальщик должен:

— пройти соответствующее обучение;

— быть не моложе 18 лет и не иметь медицинских противопоказаний к выполнению указанных работ и пройти медицинскую комиссию в установленном порядке;

— иметь физическую возможность выполнять обязанности сигнальщика;

— быть способным оценивать величины расстояния, высоты и зазоров;

— знать источники опасностей и уметь применять на практике способы защиты от них;

— быть обученным способам и методам строповки грузов;

— быть обученным способам и методам сигнализации;

— быть способным четко и ясно подавать звуковые команды, а также пользоваться аппаратурой связи (например, рацией);

— быть способным управлять движением крана и груза с соблюдением требований и норм безопасности;

— быть ознакомленным со способами и средствами эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации, а также расположением средств связи для вызова экстренных служб;

— иметь удостоверение сигнальщика.

Требования к компетентности сигнальщиков изложены в ГОСТ 34466. Подтверждение профессиональной квалификации сигнальщиков производится в порядке, установленном в государствах, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

5.5 Монтажник крана

5.5.1 Монтажник крана несет ответственность за монтаж крана в соответствии с инструкциями производителя. Когда для монтажа требуется два или больше монтажника, один из них должен быть назначен старшим для контроля процесса монтажа.

5.5.2 Все сигналы во время выполнения монтажа (демонтажа) подаются монтажнику только одним работником (бригадиром монтажной бригады, звеньевым, такелажником-стропальщиком), кроме сигнала «СТОП», который может быть подан любым лицом, заметившим опасность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *