Постановление об административном правонарушении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление об административном правонарушении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Постановление по делу об административном правонарушении должно быть объявлено немедленно и в полном объеме по окончании рассмотрения дела. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 подчеркивается, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности оглашения только резолютивной части постановления. Оно должно быть объявлено в полном объеме немедленно по окончании рассмотрения дела.

Комментарий к ст. 29.11 КоАП

В целях ознакомления лиц, заинтересованных в исходе дела, им выдается копия постановления. Физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено постановление, копия вручается под расписку либо высылается в течение трех дней со дня вынесения. Потерпевшему вручается по его просьбе или высылается в течение трех дней. Должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, направляется в течение трех дней со дня вынесения. Три дня начинают отсчитываться со следующего дня после вынесения постановления.

Если лицо привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 20.8, 20.9, 20.12 комментируемого Кодекса, а огнестрельное оружие и боеприпасы были вверены данному лицу в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, то копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию в целях возможного привлечения лица к дисциплинарной ответственности.

Состав административного правонарушения

Чтобы деяние было признано административным правонарушением, оно обязательно должно иметь определенный состав. Должен быть сам субъект — лицо, которое совершает деяние, а также объект — то, в отношении чего направлены действия. Объектом правонарушения могут быть общественные отношения в какой-либо сфере.

Кроме объекта и субъекта в составе административного правонарушения разделяют такие понятия, как субъективная и объективная сторона. Первое понятие определяет наличие комплекса факторов, благодаря которым человека или юридическое лицо можно привлечь к ответственности (умысел, цель, вина). Что касается объективной стороны, то данное понятие определяет обязательность наличия причинно-следственной связи между деянием и последствиями, которые оно повлекло.

Виды постановлений суда

В результате пересмотра жалобы, поданой истцом, суд может принять несколько видов решений. Каким именно оно будет, зависит от того, какие материалы будут предоставлены сторонами к моменту рассмотрения жалобы.

По итогам рассмотрения дела истец может получить отказ в отмене решения компетентного органа. Это означает, что постановление о правонарушении в таком случае остается низменным и подлежит исполнению.

Также суд может принять решение об изменении условий постановления. В таком случае для истца могут быть смягчены условия наказания. Законодательство предусматривает, что изменение условий не должно повлечь за собой ухудшение состояния заявителя.

Еще один вариант решения суда по данному вопросу — это отмена постановления об административном правонарушении и окончательное прекращение производства по текущему делу. Чтобы принять такое решение, суду достаточно счесть обстоятельства, которые повлекло наложение наказания, недостаточными для признания деяния административным правонарушением.

Одна из основных стадий в делопроизводстве данного типа — это исполнение постановлений об административных правонарушениях. Данный вид деятельности осуществляется особыми органами государства, в компетенции которых находится указанный в постановлении вид деятельности.

Так, например, все постановления по делам об административных правонарушениях в отношении изъятия имущества или его конфискации должны быть реализованы службой судебных приставов, для чего должен быть сформирован и направлен заполненный лист установленной формы. В том случае, если сутью постановления было наложение административного ареста, то реализация такового будет возложена на органы внутренних дел. Если речь идет об административном выдворении за пределы территории России, то в данном случае постановление осуществляется миграционной службой и так далее.

Прекращение производства по административному делу

В ч.1.1. ст. 29.9. КоАП РФ указан исчерпывающий перечень оснований для прекращения производства по делу, а именно:

  • если имеется хоть одно обстоятельство, предусмотренное ст. 24.5. КоАП РФ, т.е. отсутствует событие правонарушения, не имеется состава, если лицо действовало в состоянии крайней необходимости, если издан акт об амнистии, истек срок давности для привлечения к ответственности и др.
  • если лицу объявлено устное замечание в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ, т.е. когда из-за малозначительности совершенного деяния лицо освобождается от ответственности
  • если в действиях (бездействии) лица имеются признаки преступления, дело прекращается и материалы передаются прокурору или в следственные органы
  • по определенным статьям лицо может быть освобождено от ответственности с учетом примечаний к соответствующим статьям, например, если лицо добровольно сдало наркотики. Перечень статей приведен в п.4 ч.1 ст. 29.9. КоАП РФ.

Правовые основы производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях является одной из форм процессуальной деятельности юрисдикционного органа, должностного лица. Оно представляет собой совокупность последовательно совершаемых взаимосвязанных процессуальных действий по возбуждению, административному расследованию, рассмотрению и принятию решению по делу, обжалованию и исполнению решения по делу об административном правонарушении.

Согласно общим положениям КоАП РФ, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Важное процессуальное значение имеют доказательства, т. е. любые фактические данные, на основе которых судья, орган (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Предмет доказывания составляют обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению. Это: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), наказуемые в административном порядке; виновность лица; обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; характер и размер причиненного ущерба; обстоятельства, исключающие производство; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, в отношении которых ведется производство, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Если при производстве возникает необходимость в использовании специальных познаний, назначается экспертиза. По этому поводу выносится определение, в котором указываются основания для ее назначения, эксперт или учреждение, проводящие экспертизу, поставленные перед экспертом вопросы. Лицо, в отношении которого ведется производство, вправе заявить отвод эксперту, просить о привлечении в качестве экспертов указанных им лиц, ставить дополнительные вопросы перед экспертом.

Читайте также:  Возраст выхода на пенсию сотрудникам фсин 2022

Эксперт дает письменное заключение, которое не является обязательным для органа (должностного лица), в производстве которого находится дело. Несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Должностные лица, ведущие производство, вправе брать пробы, образцы почерка и образцы товаров, необходимые для проведения экспертизы.

Вещественными доказательствами по делу могут быть предметы, явившиеся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения либо сохранившие на себе его следы. В случае необходимости они фотографируются или фиксируются иным способом и приобщаются к делу. Сохранность вещественных доказательств гарантируется органом (должностным лицом), ведущим производство.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют значение для производства.

Эти сведения фиксируются как в письменной, так и в иной форме (материалы фото- и киносъемок, звуко- и видеозаписи, информационные базы и банки данных и другие носители информации).

Признаются доказательствами показания специальных технических средств, т. е. измерительных приборов, утвержденных в официальном порядке в качестве средств измерений, имеющих соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.

В интересах разрешения дела в качестве доказательств могут быть истребованы сведения. Они должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения об их истребовании, а при совершении правонарушения, влекущего административный арест, — незамедлительно.

Оценка доказательств осуществляется судьей, органом (должностным лицом), ведущим административное производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

Рассмотрение дела и составление постановления или определения по делу об административном правонарушении

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностное лицо ФССП России или ее территориального органа обязано произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Так, должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. При решении этого вопроса необходимо исходить из положений, закрепленных в гл. 23, в частности ст. 23.68. КоАП РФ.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от 16 до 18 лет (в том числе дел, перечисленных в ст. 23.68 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно также установить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения им данного дела. Согласно ст. 29.2 КоАП РФ такими являются случаи, когда это должностное лицо приходится родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя, а также лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. Согласно ч. 1 ст. 29.3 КоАП РФ при наличии указанных обстоятельств заявляется самоотвод.

В процессе подготовки к рассмотрению дела должностное лицо ФССП России или ее территориального органа выясняет, правильно ли оформлены материалы дела. Этими материалами являются акт, фиксирующий нарушение законодательства об исполнительном производстве, объяснение нарушителя и свидетелей, иные материалы, необходимые для решения вопроса о применении мер ответственности.

Особое внимание следует обратить на наличие обстоятельств, исключающих производство по делу. Их исчерпывающий перечень предусмотрен в ст. 24.5 КоАП РФ, в том числе: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения (например, недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие)); действия лица в состоянии крайней необходимости; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно в соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ принять решение о прекращении производства по делу, которое оформляется в виде постановления.

Должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно также оценить, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу. В случае недостаточности доказательств оно согласно ст. 26.10 КоАП РФ вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

На этом же этапе должностное лицо ФССП России или ее территориального органа выясняет, есть ли ходатайства и отводы. Подробнее порядок разрешения ходатайств и отводов будет рассмотрен далее.

Этап подготовки дела к рассмотрению завершается принятием решения о назначении времени и места его рассмотрения. Согласно ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ процессуальной формой такого решения может быть определение с указанием места и времени рассмотрения дела, круга лиц, подлежащих извещению и вызову на рассмотрение дела.

После решения вопроса о назначении времени и места рассмотрения дела должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно вызвать лиц, указанных в ст. 25.1-25.10 КоАП РФ. В связи с тем, что КоАП РФ не содержит указания на способ их извещения, должностное лицо может оформить вызов повесткой или требованием. Доказательством получения лицами, участвующими в деле, извещения о вызове является уведомление о вручении. Следовательно, направлять указанные документы необходимо заказной почтой с уведомлением о вручении или вручать лично под роспись. Выполняя данные действия, должностное лицо ФССП России или ее территориального органа обеспечивает реализацию процессуальных прав лиц, участвующих в деле.

Отсутствие в материалах исполнительного производства доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, является безусловным основанием для отмены вынесенного постановления о штрафе.

Следующим этаном является непосредственное рассмотрение дела об административном правонарушении. В это время должностное лицо ФССП России или ее территориального органа, рассматривающее дело, должно выяснить все обстоятельства правонарушения и установить виновность лица в его совершении.

При рассмотрении дела следует соблюдать сроки его рассмотрения, установленные ст. 29.6 КоАП РФ. Так, дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня вынесения акта, фиксирующего нарушение законодательства об исполнительном производстве. Согласно ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение.

В соответствии с требованиями ст. 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении должны быть соблюдены следующие процессуальные требования: объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности: проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя, разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.

Читайте также:  Утеря паспорта. что с ним могут сделать и как с этим бороться

Должностное лицо, рассматривающее дело, также должно выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины их неявки и принимать решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Следует учитывать, что дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2ст. 25.1 КоАП РФ).

Вместе с тем защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители (ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ).

В силу ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Интенсивность городского движения, загруженность парковочных мест и множество других ситуаций даже самых законопослушных водителей провоцируют нарушить ПДД. Разумеется, все ваши маневры могут быть зафиксированы бдительными инспекторами и видеокамерами. В зависимости от вашей подкованности не только в правилах дорожного движения, но и в административном кодексе, общение может закончиться просто предупреждением. Если же вы действительно совершили грубое нарушение, и на то есть доказательство, то постановления и штрафа избежать не получится.

Трудно себе представить водителя, который ни разу не был оштрафован и не держал в руках постановление. Неприятная ситуация знакома многим, но далеко не все задаются желанием изучить данную процедуру более детально. Какие тонкости и нюансы существуют, какие есть права права и обязанности всех участвующих лиц в столь деликатной ситуации?

Обжалование постановления

Очень часто встречаются ситуации, когда водитель абсолютно не согласен с предъявляемым ему правонарушением. Каждый человек вправе обжаловать его и добиться справедливости. Особенно этот вопрос актуален, когда по почте автовладельцу приходит штраф, полученный путем автоматической фотофиксации, и в предоставленном документе уже кроются грубые ошибки, вплоть до несоответствия марки машины. С таким абсурдом ни в коем случае нельзя мириться.

При получении подозрительного постановления первым делом обратите внимание на правильность его составления и наличие всех необходимых данных:

  • ФИО должностных лиц, которые вынесли данное постановление;

  • место рассмотрения дела и соответственно дата;

  • необходимая информация о лице, в отношении которого составлено постановление;

  • обстоятельства;

  • статья, которую предъявляют;

  • собственно решение по делу;

  • срок и порядок обжалования.

Статья 29.6 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

  1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
    1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
  2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
  3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.
  4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.
  5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
  6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15.1 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Статья 29.9 КоАП РФ. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении

  1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
    1) о назначении административного наказания;
    2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
    1.1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
    1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;
    2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса;
    3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;
    4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 14.32 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.
  2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
    1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Другой комментарий к статье 29.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. См. абз. 2 п. 5 комментария к ст. 29.9.

Реквизиты, определенные п. 1 — 7 ч. 1 комментируемой статьи, должны быть определены в постановлении о назначении административного наказания либо в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, указанных в ст. 24.5 КоАП, может быть вынесено до передачи дела на рассмотрение либо по результатам его рассмотрения; постановление о назначении административного наказания выносится только по результатам рассмотрения дела. Постановление о назначении административного наказания выносится в отношении физического, юридического лица, вина которого в совершении административного правонарушения доказана при рассмотрении дела.

2. О сроках и порядке обжалования постановления по делу об административном правонарушении см. комментарии к ст. 30.1 — 30.9.

Читайте также:  Статусы про дружбу между парнем и девушкой

3. Согласно ч. 1 ст. 4.7 КоАП судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В постановлении о назначении административного наказания, вынесенном судьей в данном случае, указывается размер ущерба, подлежащего возмещению, определяются сроки и порядок его возмещения.

Споры о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда, причиненных административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

4. О применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъятия вещей и документов, а также об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей см. соответственно комментарии к ст. 27.10, 27.14. При вынесении постановления о назначении административного наказания о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, вещь подлежит принудительному изъятию. О делах об административных правонарушениях, влекущих наложение указанных административных наказаний, см. комментарий к ст. 32.4.

Согласно ч. 2 ст. 3.6, ч. 2 ст. 3.7 КоАП возмездное изъятие, конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не могут быть применены к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

5. О статусе предметов, изъятых из оборота, а также ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав см. комментарий к ст. 14.2. По смыслу п. 1 ч. 3 комментируемой статьи под вещами, не изъятыми из оборота, подразумеваются также и ограниченно оборотоспособные вещи.

О статусе документов, являющихся вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении, см. комментарии к ст. 26.6, 26.7.

6. Вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть решен в постановлении о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, вынесенном до передачи дела на рассмотрение в соответствии со ст. 28.9 КоАП, либо в указанном постановлении, принятом по результатам рассмотрения дела, согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП.

7. О статусе коллегиальных органов административной юрисдикции и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении на основе единоначалия, см. п. 1 комментария к ст. 29.8.

В ч. 5 комментируемой статьи подразумеваются судья гарнизонного военного суда, судья районного суда, судья арбитражного суда, мировой судья; должностное лицо, председательствующее в заседании коллегиального органа; должностные лица, рассматривающие дело на основе единоначалия (см. также абз. 2 п. 5 комментария к ст. 29.9).

Комментарий к статье 28.8. КоАП РФ:

1. После того как протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении составлен, оформлены другие материалы дела, они направляются судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело.

2. При направлении протокола (постановления прокурора) необходимо правильно определить подведомственность дела. Для этого следует выяснить, какой судья, орган, должностное лицо уполномочены рассматривать дело (см. комментарий к статьям гл. 23), затем установить место рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.5).

3. В случае, когда дело рассматривается руководителем того органа, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, материалы дела передаются на рассмотрение указанным должностным лицом.

Если же дело должно быть рассмотрено судьей, иным органом или должностным лицом другого органа, то на практике материалы дела направляются на рассмотрение руководителем того органа, где был составлен протокол.

4. Протокол (постановление прокурора) должен быть направлен на рассмотрение в течение трех суток с момента его составления.

5. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Это положение соответствует требованиям ст. 22 Конституции РФ.

6. В случае если применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное приостановление деятельности (см. комментарий к ст. 3.12), вместе с протоколом о временном запрете деятельности направляются судье немедленно после их составления.

7. Возможна ситуация, когда при подготовке к рассмотрению дела выявляются существенные недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении. Имеются в виду следующие случаи: составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (см. комментарий к ст. 28.2).

Тогда в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

При возвращении соответствующих процессуальных документов недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело.

После устранения соответствующих недостатков материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями повторно направляются судье, в орган, должностному лицу, от которых они были получены, в течение суток со дня устранения недостатков.

8. При применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного приостановления деятельности, вместе с протоколом о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, немедленно после их составления.

9. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки направления протокола не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Ст. 27.1. КоАП РФ говорит о видах мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Указанные меры применяются, если необходимо пресечь правонарушение, составить протокол о правонарушении (при этом на месте, где выявлено правонарушение, его составить невозможно), обеспечить, чтобы административное дело было рассмотрено своевременно и правильно и чтобы было исполнено постановление.

С учетом указанных целей уполномоченное лицо может применять следующие меры:

  • доставление правонарушителя для составления протокола
  • административное задержание (применяется в исключительных случаях)
  • личный досмотр, досмотр вещей, ТС, помещений, территорий, находящихся там вещей и документов
  • изъятие вещей и документов
  • отстранение от управления ТС
  • освидетельствование на то, является ли лицо пьяным
  • медосвидетельствование на состояние опьянения
  • задержание ТС
  • арест товаров, ТС и иных вещей
  • привод
  • временный запрет деятельности
  • залог за судно, которое арестовали
  • помещение иностранцев в спецучреждение
  • арест имущества


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *