Гранты в форме субсидий: на какие коды доходов и КОСГУ относятся в 2020 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гранты в форме субсидий: на какие коды доходов и КОСГУ относятся в 2020 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы разобраться в порядке предоставления грантов в виде субсидий, обратимся к разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843. В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ в ст. 78.1 БК РФ, автономным учреждениям наряду с субсидиями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также субсидиями на иные цели могут быть предоставлены гранты в форме субсидий, в том числе органами исполнительной власти всех уровней, по результатам проводимых ими конкурсов.

Грант – безвозмездная помощь юридическим и физическим лицам для реализации некоммерческих проектов. Грант выдается в виде денег или материального имущества. Средства расходуются на исследовательские, научные, опытно-конструкторские работы, образование, лечение и другие задачи. По итогу получатели гранта составляют отчёт о расходовании средств.

Особенности передачи ресурсов по гранту – безвозмездность и целевой характер субсидии.

Проекты, получившие грант, имеют общественную значимость.

При помощи грантов поддерживаются социальные инициативы, благотворительные фонды, проекты в области науки, обучения.

Система распределения грантов помогает некоммерческим ассоциациям, которые не финансируются государством. Это развивает экономику.

Условия субсидирования

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам.

Показатели государственного (муниципального) задания используются:

  • при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
  • для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.

Порядок предоставления гранта

Участие учреждений в конкурсах на предоставление грантов в форме субсидий возможно при условии получения согласия на такое участие от органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении данных учреждений, оформленного на специальном бланке учредителя.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 78.1 БК РФ гранты в форме субсидий могут предоставляться автономным учреждениям — победителям конкурсов не только органом-учредителем, но и иными государственными (муниципальными) органами по результатам проводимых ими конкурсов. Если условиями проведения таких конкурсов не установлено требование об осуществлении контроля за использованием полученного гранта, он предоставляется по тому же виду расходов, что и субсидия на госзадание. Если же условиями проведения конкурса установлено требование об осуществлении контроля за использованием полученного гранта, учреждениям-победителям он предоставляется как целевая субсидия.

Чем грант отличается от субсидии

Нередко граждане путают такие понятия, как гранты от государства и субсидии. А в различных информационных ресурсах можно встретить эти термины, как слова-синонимы, что не совсем правильно. Основные отличия гранта от субсидии кроются в следующих моментах:

Грант Субсидия
Для получения суммы нужно составить четкий бизнес-план, собрать документы Потенциальный получатель изначально тратит свои деньги, а после просит возмещения путем подачи заявки. При этом факт траты подтверждается документально
Для одобрения достаточно иметь 15–30% собственных средств (необязательно денежных) Необходимо вложить в бизнес 100% необходимых средств
Деньги поступают в несколько этапов – траншами Поступает полностью
Может быть выдан несколько раз, если предприниматель успешно реализовал свою идею Выдается единожды

Кроме того, гранты и субсидии выдают разные инстанции. А вот когда речь идет о понятии гранты предпринимателям в форме субсидии – это может означать, что поддержка осуществляется, например, в виде кредита, часть долга по которому покрывает государство.

В каком размере выплачивается субсидия

Как рассчитываются субсидии. Методы и примеры

Количество членов семьи

Стандарт 1

Стандарт 2

Для одиноко проживающих граждан

5 007,14

4 304,90

На одного члена семьи, состоящей из 2-х человек

3 848,73

3 401,85

На одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек

3 565,96

3 182,92

Хозяйство забрало средства из бюджета

При приобретения за счет указанных средств амортизируемого имущества, такие средства отражаются в составе доходов по мере амортизации имущества организации.

Подобные положения установлены и для хозяйств, применяющих спецрежимы (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ – для субъектов упрощенной совокупности налогообложения и подп. 1 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ – для плательщиков единого сельскохозяйственного налога).

Во-первых, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной базе русскими физическими лицами, некоммерческими организациями, и зарубежными и международными организациями и объединениями по перечню, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ, а также в области охраны экологии, и на проведение конкретных научных изучений.

Хозяйство взяло средства из бюджета

В частности, на федеральном уровне примером такого решения стало Постановление N 354: в нем Правительство РФ одобрило предложение Минкультуры о ежегодном присуждении грантов театрам, работающим в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Постановление Правительства Москвы от 4 сентября 2012 г. N 453-ПП «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы» .

Государственные (муниципальные) задания по оказанию учреждениями государственных (муниципальных) услуг (работ) потребителям формируются и утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с предусмотренными учредительными документами основными видами деятельности бюджетных и автономных учреждений.

Читайте также:  В России увеличен максимальный размер налогового вычета на обучение

Так, указанный термин применяется в Налоговом кодексе Российской Федерации, а также в ряде федеральных законов: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; Федеральный закон от 6 октября 1999 г.

Гранты в форме субсидий: Министерство финансов уточнил правовую базу

Напомним, статьей 78 Бюджетного кодекса установлены положения, устанавливающие порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий национальным (муниципальным) учреждениям) за счет бюджетных средств.

Единственным основанием для создания в законе о бюджете затрат на предоставление юрлицам грантов в форме субсидий есть наличие ответа президента, правительства, губернатора, главы горадминистрации.

направляться подчернуть, что гранты смогут иметь как поощрительный, так и компенсационный темперамент и, в большинстве случаев, предоставляются по итогам конкурса. Наряду с этим получателями одного и того же гранта смогут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Разбираемся в отличии субвенций и понятий субсидий

Национальная помощь затребована во множестве направлений, она нужна органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам. Она может оказаться нужной не только в денежном замысле – не зря субсидии довольно часто предстают в форме оборудования, вещей, другого.

Вторые – финансово-кредитные, они смогут выражаться в виде таких понятий как сборы и налоговые льготы, компенсации, страхование вкладов.

Неизрасходованные целевые средства нужно вернуть в бюджет. Наряду с этим в случае, если на остатке фигурирует солидная сумма, регион может взять штраф на последующий период. Так как это значит, что работники неверно спрогнозировали затраты и взяли суммы, каковые имели возможность появляться нужными в другом месте.

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта .

Чем отличается грант от субсидии?

Грант и субсидия являются формами господдержки для малого бизнеса. Рассмотрим отличия.

Грант – это финансовая поддержка на открытие или развитие бизнеса, научную разработку с последующий коммерциализацией, которую может получить начинающий предприниматель и действующая фирма, выдается отдельными Фондами и предполагает прямое финансирование в виде денег на счет предпринимателя. Грантополучатель имеет право потратить выделенные средства исключительно в соответствии с ранее утвержденным бизнес-планом, предоставив данные по целевому расходованию, а также информацию о собственных вложениях (от 20% от суммы гранта).

Общие условия для претендентов на грант:

  • существуют возрастные разграничения для ИП и МСП. Это может быть 2 года (заявка в фонд НИКОР) или 1 год (грант в форме субсидий из федерального бюджета победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов), не менее 6 месяцев для заявителей в Фонд президентских грантов или 0 дней в случае подачи заявки в Центр занятости населения. Этот пункт для многих является важным и должен быть учтен еще на стадии изучения информации о мерах поддержки.предприниматель зарегистрирован не более 1 года;
  • собственные средства – не менее 20% от суммы затрат;
  • расходование гранта только согласно утвержденному проекту с предоставлением отчетности;
  • ИП не может прекратить деятельность в рамках согласованного периода от 1 года до 3 лет.

Чтобы получит грант потребуется подготовить бизнес-проект, составить финансовый план и дождаться решения комиссии. Только после утверждения документов, деньги будут перечислены на счет предпринимателя.

Субсидия – финансовая помощь от государства в виде покрытия ранее понесенных расходов предпринимателя на покупку техники, оборудования, оплату кредитов и т.д. Сумма покрытия затрат составляет не более 70%.

Особенность субсидии:

  • деньги нельзя получить ДО совершения покупок, а только после;
  • субсидия может покрывать расходы за прошлый и текущий год, в том числе по кредитам;
  • за субсидию не надо отчитываться, если только это не грант в виде субсидии (деньги переводятся на отдельный счет юрлица и расходуются по назначению).

Субсидию предоставляют на основании полученных счет-фактур, договоров и квитанций по оплате. При этом не надо создавать бизнес-план и доказывать рентабельность проекта.

Может ли получить грант или субсидию самозанятый?

Согласно ст. 17 ФЗ № 209, физические лица, применяющие спецрежим (НПД) могут претендовать на отдельные виды государственной поддержки:

  • Финансовая помощь в виде субсидий, бюджетных инвестиций, кредиты по льготным ставкам.
  • Предоставление во владение и/или пользование государственного/муниципального имущества ─ земли, инструменты, транспорт. Имущество передается самозанятому на безвозмездной основе или на льготных условиях, но исключительно для целевого использования.
  • Консультационная и информационная поддержка.
  • Подготовка, обучение и переподготовка.

Так гласит Закон, а что есть на самом деле? По факту, самозанятый может получить от государства немного:

  • Если зарегистрировать ИП на НПД (это не займет много времени и не требует финансирования), то такой самозанятый уже получает право на субсидию от ЦЗН. Только сначала придется заявить о себе, как о безработном и только затем зарегистрироваться как ИП на НПД.
  • Самозанятому доступен Соцконтракт от местного Центра Социальной Защиты населения. Сумма субсидии/гранта определяется на местном уровне (как показывает практика), а на федеральном составляет максимум 250 000 рублей для открытия бизнеса.
  • Закрыть свой спецрежим, встать на учет как безработный в ЦЗН и претендовать на бесплатное обучение. Такой вариант подходит многим, особенно в случае повышения квалификации и желания открыть новый бизнес.
  • Аналогично можно сделать при обращении в ЦСЗ, в том числе будучи уже самозанятым, но с доходом ниже прожиточного уровня. Деньги по соцконтракту и региональная финансовая помощь могут быть израсходованы, в том числе на обучение молодых специалистов.

Грант на сумму от 500 000 рублей от Фондов, увы, для самозанятых недоступны. Если только они не изобрели что-то уникальное и очень нужное для промышленности/экономики/медицины. Тогда, конечно, можно и попробовать.

Читайте также:  Форма Т-12, Т-13. Скачать бесплатно табель учета рабочего времени на 2023 год

Полный перечень доступных мер поддержки для ИП и самозанятых можно посмотреть на региональном сайте «Мой бизнес».

СПЕЦПРОЕКТ. Учет субсидий и грантов учредителями и учреждениями

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Первый этап – подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

Согласно пп. «е» п. 4 Общих требований на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение либо принять решение о предоставлении субсидии, у учреждения должны отсутствовать:

  • неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;

  • просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).

То есть основным условием, которому должно соответствовать претендующее на целевую субсидию учреждение, будет отсутствие задолженности перед бюджетом. Хотя орган-учредитель может установить и дополнительные требования к учреждению-получателю.

Как показывает выборочный анализ действующих правовых актов, изданных в отношении учреждений здравоохранения, данное правило сейчас вводится редко. Это означает, что в ближайшие месяцы органы-учредители должны будут внести в свои порядки соответствующие нормы, а учреждениям придется учитывать новые требования при подаче заявок на предоставление целевых субсидий.

Порядок расчета размера целевой субсидии и (или) сам ее размер органу-учредителю тоже нужно будет устанавливать в своем правовом акте. Как сказано в пп. «г» п. 4 Общих требований, данный акт должен содержать информацию, обосновывающую размер субсидии (формулы расчета, порядок их применения), а также указание на источник ее получения. Расчет не понадобится применять лишь в случаях, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете, решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета – редкость. В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5 % действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.

В силу пп. «д» п. 4 Общих требований типовая форма соглашения о предоставлении целевой субсидии устанавливается Минфином, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований – в отношении бюджетных и автономных учреждений федерального, регионального и муниципального уровня соответственно. Однако в субъектах РФ и муниципальных образованиях типовые формы далеко не всегда утверждаются финансовыми органами. Обычно форма приводится в приложении к порядку, изданному региональным правительством или отраслевым органом власти.

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

  • значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);

  • основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;

  • основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;

  • запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год. Например, к обязанностям учредителя отнесено установление значений результатов предоставления субсидии, а федеральное учреждение должно будет обеспечить достижение этих значений. При невыполнении заданных показателей орган-учредитель сможет в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с учреждением.

Вопросы контроля и отчетности тоже должны быть прописаны в порядках органов-учредителей более четко: необходимо определить порядок, сроки и форму представления отчетности, которую учреждению придется подавать в двух форматах. Во-первых, отчитываться потребуется о достижении результатов и иных показателей (при их установлении), во-вторых, о произведенных расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

III. Отбор проектов и принятие решения о реализации проекта

В большинстве случаев средства в рамках субсидий выделяются некоммерческим организациям в 2021 году, на конкурсной основе. Местный муниципалитет, преследующий достижение определенных социальных или общественных целей, проводит отбор НКО, которые могут лучше других организаций справиться с поставленной задачей.

Читайте также:  Налог с продажи недвижимости: когда платить и как рассчитать

Сведения о предстоящем конкурсном отборе размещаются на официальном сайте государственного органа, с указанием:

  • ссылки на нормативный акт, предполагающий выделение субсидии некоммерческой организации;
  • сроков подачи заявок;
  • времени и месте принятия заявлений участников;
  • телефонного номера для проведения консультаций по поводу участия.

Отдельно взятой НКО разрешается подавать запрос на включение в состав отбора один раз, с правом отказа от указанного намерения не позже начала мероприятия.

Финансовая помощь оказывается некоммерческим организациям в 2021 году при обязательном выполнении следующих условий:

  • разработке и утверждении программы, предусматривающей проведение мероприятий для обеспечения выполнения целей, ради которых организуется субсидирование НКО, с организацией контроля исполнения этих мер;
  • своевременной выплате налогов, сборов и прочих платежей, исключающих образование задолженности у НКО;
  • наличия финансовых обязательств у некоммерческой организации на текущий финансовый год по оплате труда привлеченных сотрудников, распределения общехозяйственных расходов;
  • отсутствия рисков для дальнейшей деятельности НКО в виде вероятности процедуры банкротства и приостановки работы;
  • обеспечения полного анализа расходования средств с распределением операций по отдельным позициям.

Программа мероприятий для выполнения некоммерческой организацией целей субсидирования, предполагает включение следующих пунктов:

  • описания направлений работы и поставленных задач НКО;
  • перечня отдельных действий по каждому вопросу с указанием объемов средств, которые предстоит расходовать;
  • количественных показателей, для оценивания результатов выполнения поставленных задач некоммерческой организацией.

Организаторами конкурса оценивается выполнение подателями заявок поставленных условий и возможность включения НКО в данный отбор.

Для получения государственной поддержки в виде субсидии, руководству НКО в 2021 году, необходимо действовать в следующем порядке:

  • обеспечить соответствие некоммерческой организации условиям, поставленными перед участниками программ субсидирования, путем своевременной уплаты налогов, приведения в порядок уставной документации и т.д.;
  • из средств массовой информации, или путем обращения в местный муниципалитет, получить информацию о проводимых конкурсах по предоставлению субсидий для НКО в 2021 году;
  • собрать необходимый комплект бумаг, составить заявление и подать документы с сопроводительным письмом организаторам отбора;
  • в назначенный день принять участие в конкурсе;
  • при принятии положительного решения на выделение субсидии некоммерческой организации, заключить соответствующее соглашение о получении помощи;
  • в завершение средства будут переведены на счет получателя, согласно условиям заключенного договора.

Отнесение НКО к социально ориентированным объединениям в 2021 году осуществляется на основе рекомендаций, утвержденных Минэкономразвития РФ. К таковым причисляются организации, направления деятельности которых, распространяются на следующие сферы:

  • социальную защиту и поддержку населения;
  • подготовительные мероприятия по преодолению влияния стихийных бедствий и катастроф;
  • экологическую безопасность;
  • юридическую поддержку граждан в части защиты прав и свобод;
  • профилактику поведения, представляющего опасность для общества;
  • образовательную и просветительную работу среди населения;
  • прочие функции, соответствующие требованиям законодательных норм и полезные для общества.

Учет грантов, полученных бюджетными учреждениями

К смете расходов могут быть затребованы расшифровки перечисленных видов расходов. При составлении сметы расходов нужно также соблюдать условия, определенные соответствующим положением о грантах. Так, в Постановлении Правительства РФ N 260 предусмотрены ограничения оплаты труда кандидата и доктора наук и его соисполнителей. Например, при выделении кандидатам наук гранта в размере 600 000 руб. оплата труда кандидата наук и его соисполнителей не может превышать 360 000 руб. Что следует понимать под таким ограничением: средства, предназначенные только на оплату труда или на оплату труда с учетом начислений на заработную плату? По мнению автора, под ограничение подпадают средства на оплату труда без учета начислений (подстатья 211 КОСГУ).

Порядок и случаи авансирования субсидии (источник финансирования субсидии — региональный бюджет) на государственное задание для государственных автономных учреждений

Данный вывод следует из п. 2 ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Так, например, в Постановлении Администрации Брянской области от 22.09.2010 № 960 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Брянской области» определен следующий порядок: исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного бюджетного (автономного) учреждения, может быть принято решение о перечислении части субсидии авансом до подготовки государственным бюджетным (автономным) учреждением отчета о выполнении государственного задания. Объем субсидии, перечисляемый авансом, не может превышать 50% общего объема субсидии, предусмотренного государственному бюджетному (автономному) учреждению на соответствующий период (месяц, квартал) в соответствии с графиком перечисления субсидий, являющимся неотъемлемой частью соглашения (п. 10).

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации*.»

У вас есть описание исследования с примерным планом работ и ожидаемыми результатами. Вы понимаете, какие затраты необходимы для достижения поставленных целей. Самое время приступить к поиску источников финансирования. Поскольку собственных средств организации зачастую недостаточно для полного финансирования вашего проекта, потребуется искать спонсоров.

В роли спонсоров могут выступать государственные, частные и зарубежные фонды и разного рода благотворительные и общественные организации.На Западе развитие научных исследований в значительной мере опирается на грантовую деятельность. В нашей стране грант введен на законодательном уровне в 1993 году. Хотя расхождения в толковании понятия гранта существуют, все же смысл его остается одинаковым: целевая, безвозмездная и безвозвратная субсидия. Суммы грантов значительно разнятся между собой: они зависят как от финансовых возможностей фонда, так и от целей проектов. Обычно она варьируется от 2 000 до 20 000 долларов, но может быть и выше.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *