Система защиты государственной тайны и информации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система защиты государственной тайны и информации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

# Какая деятельность подлежит обязательному лицензированию и какими могут быть сами лицензии?

Начнем с того, что лицензирование представляет собой способ регулирования деятельности организации, характеризующийся установлением правового режима осуществления отдельных видов деятельности. Основные виды лицензий, выдаваемых регулирующими органами Лицензия ФСБ (государственная тайна) Если организация проводит работы с использованием сведений, представляющихгосударственную тайну , необходимо получить лицензию ФСБ. Такая лицензия необходима организациям, вне зависимости от их организационно-правовых форм. Лицензия представляет собой официальный документ и действует в течение установленного срока, разрешая осуществлять на определенных условиях конкретный вид деятельности. Имея лицензию на Гостайну, организация, в том числе и поставщик облачных услуг, может выполнять следующее:

  • осуществлять работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • осуществлять работы, связанные с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
  • осуществлять мероприятия и/или оказывать услуги в области защиты государственной тайны.

Лицензия ФСБ на деятельность в области разработки, распространения и технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств и предоставления услуг в области шифрования данных Помимо лицензии на Гостайну, ФСБ занимается выдачей лицензии на деятельность в области разработки, распространения и технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств и предоставления услуг в области шифрования данных. Такая лицензия позволяет выполнять широкий перечень работ и оказывать услуги в отношении шифровальных (криптографических) средств. В таблице ниже представлен пример работ и услуг, которые можно выполнять при наличии такой лицензии. Список 1. Пример перечня работ/услуг, которые можно выполнять согласно лицензии

  • Разработка шифровальных (криптографических) средств.
  • Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
  • Разработка средств изготовления ключевых документов.
  • Модернизация шифровальных (криптографических) средств.
  • Модернизация средств изготовления ключевых документов.
  • Производство (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств.
  • Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
  • Производство средств изготовления ключевых документов.
  • Монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов.
  • Производство (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств.
  • Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
  • Производство средств изготовления ключевых документов.
  • Монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов.
  • Изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.
  • Работы по обслуживанию шифровальных средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства.
  • Ремонт шифровальных (криптографических) средств.
  • Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
  • Передача шифровальных (криптографических) средств.
  • Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Передача средств изготовления ключевых документов.

Защита служебной тайны

Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.

Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.

Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).

КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.

За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.

Правительство Российской Федерации:

  • организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

  • организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

Кроме того свои функции и полномочия в охране Гостайны имеют Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий, а так же органы судебной власти.

Засекречивание информации

Проблема засекречивания информации и определения степени секретности сведений, документов, изделий и работ является одной из стержневых во всей деятельности по защите информации. Она имеет большое государственное значение, предопределяет методо­логию и методику защиты информации, объем работы по ее защите и другие обстоятельства, связанные с деятельностью государствен­ных органов, предприятий и организаций в этой области. Правила засекречивания информации определяют в конечном счете полити­ку государства в области защиты секретов. Этим и объясняется, что перечни сведений, составляющих государственную тайну, утвер­ждаются у нас в стране на самом высоком уровне. B них находит отражение концепция руководства страны в области защиты госу­дарственных секретов.

Особенности получения доступа, отказа в доступе к материалам государственной тайны

Защита государственной тайны как совокупная система элементов обязана включать в себя не менее важный процесс. Этим процессом является допуск должностных лиц и граждан к материалам категории «государственная тайна» на основании Закона «О государственной тайне».

Читайте также:  Как выглядит справка об отсутствии кассового аппарата

Должностные и гражданские лица в праве в добровольном порядке получить доступ к материалам государственной тайны, но это требует выполнения ниже представленных требований:

  • взятие на себя ответственности перед государством по неразглашению доверенной им информации, которые являются государственной тайной;
  • согласие на такие временные ограничения со стороны государства как: ограничение на выезд за пределы государства на срок, предусмотренный трудовым договором, который был составлен при оформлении доступа гражданина к сведениям государственной тайны; ограничение распространения сведений, представляющих собой секретную информацию; использование изобретений, открытий, имеющих сведения секретного характера; неприкасаемость частной жизни должностного или гражданского лица при осуществлении проверок в период оформления допуска к материалам государственной тайны;
  • согласие, закрепленное в письменной форме на согласие проведения в отношении должностных и гражданских лиц проверок, проводимых уполномоченными на это органами;
  • установление видов, размеров льгот и порядок их предоставления лицам в соответствии с законом о государственной тайне;
  • ознакомление с законодательством и нормативно-правовыми актами в области государственной тайны, которое предусматривает ответственности за ее разглашение как в полном виде, так и отдельных ее частей;
  • соблюдение принятого руководителем государственного органа власти, предприятия, учреждения, организации относительно доступа лиц к материалам государственной важности.

Как было указано выше, для должностных и гражданских лиц, которые имеют доступ на законных основаниях к материалам государственной тайны, могут проводиться проверочные мероприятия. Объём проверок зависит от того, насколько секретной является информация. Все проверки проводятся согласно российскому законодательству. Все обязательства со стороны администрации и лица, которому оформляется допуск, прописываются в контракте (трудовом договоре). Контракт не может быть составлен и подписан обеими сторонами до окончания проведения проверочных мероприятий.

Всего существует три степени секретности информации. Отталкиваясь от этого, законодательством установлены три формы допуска должностных и гражданских лиц к тайне государственного характера:

  • особой важности;
  • совершенное секретно;
  • секретно.

Если лицо имеет допуск к информации высокой степени секретности, то оно доступ и к информации более низкой секретности.

Словарь юридических терминов

Агреман – одобрение государства на назначение конкретного лица на должность дипломатического представителя иностранного государства.

Агрессия – использование вооруженных сил в действиях неправомерного характера.

Адвокат – квалифицированное лицо, которое оказывает юридическую помощь как физическим, так и юридическим лицам в целях защиты их интересов.

Адвокатура – правовой институт, которые занимается защитой прав, свобод и личных интересов заинтересованной стороны судебными и другими законными способами. Берет свое начало еще с древнейших времен.

Административное право – область права, которая представляет собой правовые нормы, позволяющие регулировать общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления управленческой деятельности как государственных и муниципальных органов власти, так и отдельных должностных лиц, ответственных за выполнение публичных функций государства и органов местного самоуправления.

Акционерное общество – организация на коммерческой основе, уставной капитал которой распределен на определенное количество акций, которые подтверждают обязательства участников в отношении общества; при этом акционеры не отвечают по обязательствам и несут риск убытков, возникающих при реализации деятельности общества, в границах стоимости их акций.

Беженцы – гражданские лица, вынужденно покинувшие территорию проживания из-за обострившихся военных действий, преследований со стороны государства.

Вализа – пакет документов, находящийся у дипломатического курьера, который обладает неприкосновенностью.

Веление – способ правового влияния на субъект. Выражается в форме «Так следует себя вести». Иными словами – приказ, как нужно себя вести в определенной ситуации. Юридической формой выступают предписание, запрет, юридическая обязанность.

Властеотношения – отношения между объектом и субъектом права, возникающие в процессе их взаимодействия. С одной стороны – это навязывание воли объекта субъекту, с другой – безотказное подчинение объектов субъектам.

Власть публичная – отношения между людьми, предназначенные для организации их взаимоотношений, выражающиеся в реализации их совместной деятельности и выполнении воли для определенного социального объединения.

Внешний суверенитет – независимость государства в области международных отношений.

Внутренний суверенитет – главенство на своей территории, выражающееся в том, что власть распределяется на население этого государства и существующие социальные объекты общества. В случае существования монополии возможно использование таких рычагов воздействия как принуждение, применение силовых методов (не исключена и смертная казнь), которыми не наделены остальные субъекты политики, имеющие полномочия на уровне власти.

Волеизъявление – выражение собственной воли, включающее в себя два аспекта – побудительный – поддерживающий активность определенного субъекта права, и тормозной – представляет сущность указанного аспекта.

Воля – это самостоятельное и осознанное регулирование собственного поведения, позволяющая преодолевать трудности при достижении конкретных целей.

Воспитательная функция права – влияние правовой сферы на сознание и поведение гражданина, позволяющее осознать важность права и сформировать к нему положительное отношение и побудить к правомерному поведению, исключающему нарушение законодательных норм.

Выборы – наивысшая степень проявления демократии; процедура предоставления властных полномочий единоличному и/или коллегиальному органу власти, ссылаясь на политические предпочтения народа.

Вынужденный переселенец – в Российской Федерации это гражданин РФ, который покинул территорию государства по следующим причинам: преследование или насилие гражданина и его семьи со стороны государства, преследования по национальному признаку, социальные или политические убеждения, религиозная неприязнь. Кроме граждан РФ, термин «вынужденный переселенец» применимо и к иностранным гражданам или лицам без гражданства, которые на законных основаниях проживают на территории Российской Федерации и сменившие место проживания в предела территории РФ по вышеуказанным причинам. Поэтому понятие «вынужденный переселенец» по своей сущности аналогичен статусу беженца.

Гарантии прав и свобод человека – совокупность норм, механизмов, способов, направленных на реализацию, охрану и защиту интересов гражданина, которые прописаны в Конституции Российской Федерации.

Гипотеза – одна из составляющих юридической нормы, указывающая непосредственно на субъекта правовых отношений и определяющая условия, при которых юридическая норма может быть применена к нему.

Государственная власть – возможность субъекта, наделенного властными полномочиями, руководствуясь государственным механизмом управления воздействовать на поведение отдельных граждан, социальных групп или общества в целом.

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан, направленная на обеспечение осуществления предоставленных полномочий таких органов и должностных лиц государственной власти, как органов государственной федерального уровня, субъектов Российской Федерации и государственных органов этих субъектов, должностных лиц, работающих в государственных структурах; граждан, занимающих должности государственного уровня, регламентируемые Конституцией, федеральными законами, уставами, законами субъектов Российской Федерации для соблюдения выполнения полномочий в пределах этих субъектов.

Государственная гражданская служба – один из видов государственной службы, при которой граждане, занимающие должности государственных служащих реализуют деятельность по обеспечению выполнения полномочий, возложенных на государственные органы федерального масштаба, государственных органов субъектов Российской Федерации, и лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации – один из видов государственной службы, при которой граждане, занимающие должности государственных служащих реализуют деятельность по обеспечению выполнения полномочий в пределах субъекта Российской Федерации.

Государственная военная служба – государственная служба федерального уровня, профессиональная деятельность граждан на должностях воинского звания в Вооруженных Силах Российской Федерации или иных воинских формированиях, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Читайте также:  Как проходит кассационный суд по уголовному делу: рассказывает адвокат

Государственная правоохранительная служба – государственная служба федерального уровня, профессиональная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах государственной власти, государственных предприятиях и организациях, выполняющих функции обеспечения безопасности, легитимности и соблюдение правопорядка, по защите прав, свобод и личных интересов гражданина.

Государственная тайна – информация о военной, экономической, разведывательной, внешнеполитической, внутриполитической деятельности, находящаяся под протекторатом со стороны государства и рассекречивание которой может привести к нарушению безопасности Российской Федерации.

Государственное управление – влияние органов государственной власти, общества и государства в целом на общество, руководствуясь положениями действующего законодательства.

Государственный служащий – гражданин России, который принимает на себя обязательства прохождения государственной службы и реализует полномочия, данные ему народом.

Гражданское право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и нормативных актов в единый комплекс и предназначенная для регулирования взаимоотношений возникающих между субъектами права (между гражданами, гражданином и государством) и осуществления интересов и потребностей как гражданина, так и общества в целом.

Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями получать и реализовывать права, принимать на себя обязанности и следовать им.

Гражданство – связь между гражданином и государством, которая выражена в объединении их прав, интересов и обязанностей.

Гражданские права и обязанности – правовых нормы, которым должен следовать каждый гражданин при реализации своих полномочий, наделенных ему в соответствии со спецификой его деятельности.

Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну

На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:
о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
о регистрационном номере;
о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.
При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.
Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.
Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Ключевые мероприятия по обеспечению сохранности гостайны:

  • Спецпроверка технических средств — поиск и обезвреживание электронных устройств, предназначенных для скрытого доступа к важным сведениям по техническим каналам
  • Спецобследование помещений — поиск и выявление в помещениях устройств/оборудования для перехвата данных
  • Обследование защитных технических средств и систем на уровень излучения — проверка соответствия показателей установленным нормам
  • Разработка, поставка и установка комплексных средств защиты информации (СЗИ)
  • Аттестация — подтверждение соответствия объектов требованиям стандартов и норм
  • Разработка Руководства по защите информации — документ регулирует организацию и обеспечение мероприятий, предупреждающих утечку сведений по техническим и иным каналам
  • Сопровождение аттестованных объектов — поддержка необходимого уровня безопасности на предприятии.

Объекты государственной тайны

Согласно определению, принятому в российском законодательстве, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб государству.

Перечень сведений, сосведенияставляющих государственную тайну, определяется федеральным законом №5485-1 «О государственной тайне». В соответствии со статьей 5 ФЗ к гостайне относятся сведения в:

  • военной области;
  • области экономики, науки и техники;
  • области внешней политики и экономики;
  • области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
  • области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Раздел I. Общие Положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее — органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно — правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

  • носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

  • система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

  • допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;

  • доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

  • гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

  • средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

  • перечень сведений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Читайте также:  6-НДФЛ за 2021 год — подробная инструкция и образец заполнения

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Палаты Федерального Собрания:

  • осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

  • рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

  • определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

2. Президент Российской Федерации:

  • утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

3. Правительство Российской Федерации:

  • организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

  • устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

  • устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

  • заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям;

  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

5. Органы судебной власти:

  • рассматривают уголовные, гражданские и административные дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

  • обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

  • обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

  • определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны

Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Средства на финансирование государственных программ в области защиты государственной тайны предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации отдельной строкой.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется руководителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, заказчиками работ, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. Если осуществление этого контроля связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то перечисленные лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей степени секретности.

Понятие государственной тайны

Сегодня мир насчитывает больше 250 стран. Практически все процессы, которые касаются глобализации, напрямую высвечивают все больше общих базовых интересов. Последние присущие каждому государству и создают определенные тесные связи между ними.

Замечание 1

Стоит заметить, что абсолютно каждая страна вместе с общими интересами, обладает и своими индивидуальными. Информация, которая отражает подобные интересы, иногда носит строго принципиальный характер.

Также, они, в обязательном порядке, должны быть сохранены в тайне. Именно поэтому, имеют место нормы права, которые направлены на определенное ограничение права использовать информацию. Последняя, как правило, должна носит характер государственной тайны.

Законодательство Российской Федерации регламентирует моменты, имеющие прямую связь с государственной и коммерческой тайной и базируются на Конституции РФ. Самым основным считается Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».

Определение 1

В первую очередь, нужно определить, что же собой представляет государственная тайна. Опираясь на вышеуказанный Закон, государственной тайной считаются сведения, которые пребывают про протекцией государства, в сфере его деятельности военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера.

Распространение подобной информации способно нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Замечание 2

Как правило, допуск к самой государственной тайне предоставляется вовсе не всем. Подобное право имеют лишь те граждане, либо организации которым это необходимо по роду деятельности. Стоит заметить, что делается это посредством определенной процедуры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *