Консультация для родителей «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в ДОУ?»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Консультация для родителей «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в ДОУ?»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая ).

Что еще является несомненным преимуществом?

Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель “садиковского” ребенка:

  • Дети привыкают к режиму, что хорошо сказывается на здоровье и общем развитии. Кроме того, педагоги требуют от малышей придерживаться правил поведения в коллективе. Благодаря режиму и постоянному примеру одногруппников, дети в окружении сверстников лучше кушают и спят, а также быстрее одеваются на прогулку. Обычно детсадовский ребенок более дисциплинирован, чем тот, что растет под присмотром мамы или приходящей няни.
  • Современные дети уже в 2-3-летнем возрасте много времени проводят в виртуальном мире или за просмотром мультфильмов. Именно в коллективе сверстников под присмотром воспитателя маленький человек надежно огражден от компьютеров, планшетов, смартфонов. Весь день дети проводят по расписанию: вместо мультфильмов – рисование или лепка из пластилина, вместо компьютерных игр или интернета – подготовка к утреннику.
  • Хорошее дошкольное учреждение для сына или дочери позволит матери выйти на работу и повысить свое материальное благополучие. Кроме этого некоторым женщинам требуется реализовывать себя в коллективе, двигаться по карьерной лестнице, что дает возможность чувствовать свою нужность не только дома, но и на работе. Финансово обеспеченная, уверенная в своих способностях мама не будет раздражаться по пустякам, а сполна сможет одарить малыша своей любовью.

Важность первого опыта

Действительно, в дошкольном возрасте ребёнку необходимо заложить нормы поведения в обществе, морали, общения. Спорить с этим странно и бессмысленно. Но вовсе не обязательно отдавать ребёнка в садик для этого. Родители вполне могут объяснить малышу в возрасте полутора-двух-трёх лет, что такое хорошо и что такое плохо. А для знакомства и общения с другими детками отлично подойдут детские площадки, игровые комнаты, детские клубы.

В столь раннем возрасте мама ребёнку нужна больше, чем все дети мира, вместе взятые. Вместе с тем, психика маленького человека ещё очень неустойчива и слишком подвержена деформации. Поэтому даже малейший неверный шаг может иметь непоправимые последствия.

О сверхзначимости первого детского опыта рассказывает гипнотерапевт Владимир Дернов: «Изначально каждый ребёнок принимает себя, других людей и мир вокруг. Однако по мере взросления дети учатся на своём опыте, а также копируя эмоции и отношения окружающих.

Очень важно, чтобы ребёнок в любых ситуациях чувствовал, что он в порядке, а его желания имеют право на существование. К примеру, на детском утреннике ребёнок хочет выступать в костюме снежинки, но воспитатель решает, что он будет в костюме медведя

На первый взгляд это может показаться забавным, но ребёнка эта простая ситуация учит определённым вещам: “Твоё мнение ничего не значит. Держи его при себе. За тебя решат, как тебе надо”.

В моей работе каждый второй случай корнями уходит именно в ситуации, связанные с детским садом. Ниже — лишь несколько наиболее выразительных примеров. Заикание появилось после того, как накричала воспитательница. Сложности в ведении переговоров и отстаивании своей точки зрения — после конфликта со старшими детьми в первый день в саду. Панические атаки в общественных местах — после того, как воспитатель придумала наказание с участием других детей. Страх сексуальной близости — после наказания за общение “мальчик-девочка”. Страхи общения, знакомств и выступлений — после всеобщего обсуждения и демонстрации конфуза в тихий час.

Конечно, это — одни из самых ярких проблем. Наряду с ними есть и другие, когда дети испытывают напряжение и дискомфорт, которые чувствовать не обязаны. Эту связь с детством бывает невозможно предположить, потому что любое из таких проявлений иногда может сказаться после стресса уже во взрослой жизни. Но практика показывает, что работа с ситуацией во взрослом состоянии только облегчает симптом, а поиск и трансформация первого события на порядок эффективнее. Кому-то покажется, что такое отношение к садам — это неестественная защита детей от внешнего мира, и ребёнку всё равно придётся столкнуться с определенным негативом в жизни. Придётся, но когда он будет к этому готов гораздо больше и последствия будут не такими ужасающими».

Преимущества садов кратковременного пребывания

Чтобы не навредить своему малышу и не подвергать его ненужным рискам, обязательно готовьте ребенка к детсаду заранее. Начиная с годовалого возраста обязательно общайтесь со сверстниками, приучайте к самостоятельности, поощряйте игры с другими ребятами, посещайте занятия в детском центре. Ребенок должен получить навыки социализации, умение общаться с другими детьми, слушать и слышать педагога. Занятия для самых маленьких проходят вместе с мамой, ребенок может постепенно привыкнуть находиться в группе один.

С 2-3 лет вы сможете спокойно оставлять малыша на 2-3 часа в группе мини детского сада. Педагоги «УмНяша» категорически против жестких методов, против принципа «поплачет и перестанет», который так часто применяют воспитатели в городских садах. Ребенок должен привыкнуть к новым людям и оставаться с ними с удовольствием! Этому очень помогает посещение занятий с мамой, адаптировавшись, малыш остается на время в группе уже самостоятельно

Читайте также:  Оценка бизнеса для вступления в наследство

Очень важно сделать этот переход деликатным и комфортным для всех

В возрасте 5-6 лет ребенок чаще всего уже социализирован (научился строить отношения со сверстниками и взрослыми, не так болезненно привязан к родителям) и ему хочется развиваться и учиться дальше в детской группе. В дошкольном возрасте дети гораздо легче привыкают к детскому саду, чем дети 1-3 лет.

Посмотрите на опыт стран, где работают в основном частные детские сады, а государственные сады для детей просто отсутствуют. Здесь государственные начальные школы зачастую принимают даже четырехлеток, а в возрасте 5-6 лет дети идут сразу в школу, пропуская этап детского сада целиком.

Мы советуем всем родителям дошколят обязательно готовить детей к школе:

  • социализируя их в мини группах,
  • обеспечивая им необходимые знания и навыки на развивающих занятиях.

Те ребята, которые посещали дополнительные развивающие занятия в детских центрах и клубах с раннего возраста, проявляют себя более готовыми физически и психически, более способными к обучению, им все дается проще.

Многие ученики «УмНяша» приходят на занятия в детский клуб вечером после обычного детсада (иногда даже целыми детсадовскими группами) или посещают занятия в выходные. Ориентируйтесь на возможности своей семьи, главное – помнить о благе маленького человека, сделать для него вход в большой мир максимально комфортным и мягким, чтобы новый опыт вызывал только радость!

Адаптация к детскому саду в сентябре

Если ребенок пошел в детский сад в сентябре, происходит адаптация– это период, когда ребенок приспосабливается к новым условиям: каждодневному посещению детского садика.

Считается, что период адаптации может длиться у ребенка около месяца. В этот период рекомендуется оставлять ребенка в саду неполный день и не делать прививок.

Именно в период первого месяца посещения детского сада многие дети (около 90%) заболевают ОРВИ. Если ребенок пошел в детский сад в сентябре, то по прошествии месяца ребенок уже адаптировался к посещению детского сада. Но период адаптации у всех детей разный: кто-то привыкает к новым условиям быстрее, кто-то дольше, кто-то вообще не может приспособиться к новой обстановке, а некоторые дети так часто болеют, что мамам приходится сидеть с ними дома или искать няню.

Адаптируясь к детскому саду, ребенок переживает стресс. Совершенно неожиданно он оказывается в незнакомой обстановке, среди незнакомых ребят и взрослых теть-воспитательниц. Отсутствие мамы под боком – главный стрессовый фактор, особенно если раньше малыш с мамой не расставался на долгое время. Чем меньше лет ребенку, тем труднее для его понимания, куда и почему уходит мама, оставляя его с чужими людьми. Ну а так как другого выхода нет, малышу приходится привыкать к новым условиям.

Адаптация происходит не моментально, а потому ребенок длительное время находится в состоянии стресса, который оказывает влияние на весь организм, особенно сильно воздействуя на слабые места. Поэтому первые месяцы о себе могут заявить хронические заболевания.

Но у ребенка также значительно увеличивается круг общения: он находится в коллективе 20-30 сверстников и нескольких воспитателей. У каждого члена коллектива своя микрофлора, которая может вызвать заболевания в ослабленном от стресса организме ребенка, еще не выработавшего иммунитет к этим микробам. Например, невылеченный насморк у кого-то из детей может привести к вспышке ОРЗ в только недавно сформированной группе.

Кто еще может отвести ребенка в садик раньше?

Пока что на местах все ДОУ руководствуются единой законодательной базой, не делая исключений для своих подопечных. Немного более лояльно относятся к этому в небольших населенных пунктах, где численность населения не столь велика, а потому нет жесткого дефицита свободных мест в группах для дошкольников. А вот в крупных городах это настоящая проблема – садиков не хватает, в том числе и в Москве. С какого возраста берут в детский сад на полный день, мы уже говорили, с ГКП немного проще – туда можно устроить малыша и в два года.

Но стоит попробовать пробиться в дошкольное образовательное учреждение родителям, которые вынуждены работать по тем или иным причинам. Если и отец, и мать официально трудоустроены, они являются квалифицированными специалистами и могут доказать это, то у них есть реальная возможность отдать ребенка в садик раньше трех лет.

Особенности работы группы краткосрочного пребывания

Времена, когда малыша можно отдать было в сад после празднования его первого дня рождения, канули в Лету. Сегодня из-за переполненности ДОУ далеко не во всех садах имеются ясли или, как они сегодня именуются, группы краткосрочного пребывания (ГКП). Что касается учреждений, где они все-таки присутствуют, то там действуют свои правила.

Согласно п. 1 ст.67 ФЗ № 273, отдать ребенка в ясли можно по достижении двух месяцев. Однако в реальности, такая практика встречается крайне редко. Чаще всего в ясельные группы принимают малышей от полутора до трех лет, при условии, что они уже умеют за собой ухаживать (ходят на горшок, могут самостоятельно есть). Опять же законодательство никак не регулирует этот момент, оставляя его на откуп администрации детских садов.

Основное отличие ГКП от обычных групп – время работы. Как правило, ясли работают с 9 утра до полудня, то есть время нахождения ребенка в ДОУ составляет 3 часа. Некоторые группы кратковременного пребывания функционируют ежедневно, другие 2-3 раза в неделю. Все зависит от администрации учреждения и укомплектованности штата.

Читайте также:  Что делать, если миграционная карта просрочена

Количество детей в яслях не превышает 20 человек, поэтому места всегда в дефиците. ГКП имеет свои плюсы и минусы.

Группы кратковременного пребывания.

Кроме того, существуют и группы, подготавливающие ребенка к детскому садику.

Они называются группами кратковременного пребывания и работают всего несколько часов. Воспитатели за это время стараются адаптировать ребенка к смене привычной обстановки.

В некоторых садах вместе с ребенком разрешается приходить и родителям, это поможет малышу спокойно отнестись к новому окружению.

Чтобы ребенок был принят в данную группу, необходимо решение комиссии по комплектованию. Шансов попасть в сад у ребенка много, обычно в этих группах нет большой очереди.

Однако даже если вашего ребенка не приняли, обратитесь к заведующей напрямую. Она будет держать этот вопрос на контроле, и если какие-то родители откажутся водить своего ребенка в эту группу, зачислят следующего желающего.

Возрастные особенности детей

Размышляя о том, во сколько лет отдавать ребёнка в садик, помните о возрастных особенностях ребенка и вам будет проще принять решение.

  1. У детей до 2,5 лет преобладает сильная привязанность к маме, она для них продолжает оставаться главной фигурой (для многих – и папа тоже). Поэтому длительное отлучение от вас (даже на несколько часов) является сильным стрессом и адаптация к детскому саду проходит тяжелее и дольше;
  • Малыши в этом возрасте ещё нуждаются в повышенной заботе и внимании, а в садике воспитатели просто не в состоянии обеспечить их каждому из 25-30 детей в группе;
  • В 1-2 года ребёнок ещё не стремится к общению со сверстниками. Он воспринимает их не как детей, а как какие-то живые предметы, которые больше хочется изучать, трогать, но не играть с ними;
  • В этом возрасте малышу вполне достаточно общения с близкими родственниками, являющимися для него источником заботы, эмоционального контакта, теми, кому он доверяет и с кем готов играть и смеяться.

Основания для отчисления.

Дошкольная образовательная организация разрабатывает нормативно-правовые документы на основании Типового положения о ДОУ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008.

В документе указывается, что дошкольнику для поступления в учреждение должно быть до 7 лет. Других указаний предельного возраста в документе нет.

Поэтому ребенок может продолжать обучение, если родители посчитали, что ему рано идти в 1 класс.

Основаниями для отчисления несовершеннолетнего из ДОУ могут служить:

  • заявление родителей;
  • медицинские показания;
  • большая задолженность или несвоевременная оплата за уход и присмотр за несовершеннолетним;
  • нарушения условий договора между родителями и администрацией учреждения и др.

На столицу — всего 9 групп раннего возраста

Как рассказали TUT.BY в столичном комитете по образованию, родители сегодня не проявляют особого интереса к группам раннего возраста. По запросу группы для детей от одного до двух лет открываются, но их мало. В этом году сады посещали всего 130 малышей, а это 0,001% — от общего числа воспитанников (96 тысяч). Групп до года нет вообще, хотя официально родители имеют право определить ребенка в детский сад уже в возрасте двух месяцев.

— Если есть необходимость у родителей отправить ребенка в такую группу, они с этим запросом приходят в управление образования своего района. Естественно, им никто в одночасье не скажет, что в каком-то конкретном саду будет такая группа. Если будет всего 2−3 родителя желающих, никто такую группу не откроет, — объясняет главный специалист отдела дошкольного, общего среднего и специального образования Елена Макаревич.

— И если в твоем районе таких групп нет, что делать?

— Пусть управление образования решает эту проблему: связывается с другими районами и уточняет, где такие группы есть. Если специалисты отвечают отказом, надо обращаться к главе администрации района. Естественно, родитель может и сам в другой район обратиться, ему никто не запрещает, но вообще именно управление образования должно связаться с близлежащими районами и уточнить, где есть свободные места.

— Есть ли какие-то особые требования к малышам до двух лет?

— Вообще, требований к ребенку у нас не предъявляют, малыши на то и малыши. Учреждение дошкольного образования должно само решать проблему обучения деток. Но было бы хорошо, если бы ребенок обладал какими-то элементарными навыками самообслуживания — держать ложку в руке, кофточку и штанишки самостоятельно надеть, пользоваться горшком. Но если этих навыков нет, конечно, это не может быть препятствием по определению ребенка в детский сад.

— Можно ли определить ребенка в сад в середине года (в сентябре еще не готов, а к январю — подрос)?

— Чтобы было понятно, я всегда привожу аналогию со школой. Мы в середине 1-го класса определяем ребенка в школу? Нет. А почему вы считаете, что в детский сад можно? Комплектование групп у нас проводится в начале учебного года с учетом возраста ребенка на 1 сентября. В течение календарного года возможен прием ребенка в дошкольное учреждение образования, но только при наличии в нем свободных мест.

Специалист комитета по образованию не смогла уточнить, в каких конкретно районах открыты группы для детей раннего возраста — такая информация к ним в отдел не поступает.

  1. Если вы окончательно решили отдавать малыша в детский сад, то будьте последовательны и настойчивы. Так ребёнок поймет, что манипулировать вами не имеет смысла и с садиком лучше примириться.
  2. Предупредите воспитателей, если у ребёнка есть какие-то хронические заболевания и особенности развития, на что имеется аллергия.
  3. Если ваш малыш отказывается есть, то нужно предупредить воспитателей, чтоб его не кормили насильно. Через некоторое время ребёнок сам начнёт есть с другими детками.
  4. Особенно в период адаптации родители должны быть благосклонны к своему ребёнку, как можно меньше ругать его, ведь малыш и так находится в стрессе.
  5. Ещё до похода в детский сад как можно чаще выводите своего карапуза на детские площадки, вводите в новый коллектив и заводите знакомства.
  6. Мнение психологов совпадает в том, что первые дни не нужно оставлять ребёнка в детском саду более чем на 2-3 часа, если есть такая возможность.
  7. Чтоб легче было привыкнуть к новым условиям в садик можно принести свои игрушки. Привычные предметы придадут малышу уверенность. Желательно, чтоб ребёнок оставил игрушку в садике, уходя домой. Так на следующий день он с большим удовольствием отправится в садик, чтоб вновь поиграть с ней.
  8. Расставаясь со своим малышом, обязательно предупредите его, что совсем скоро вернётесь. Чаще говорите ему, что очень его любите.
  9. В доме создайте спокойную, бесконфликтную атмосферу.
Читайте также:  Как оформить пенсию по инвалидности в 2023 году. Инфографика

Почему же именно трехлетие?

Три года — это не минимальный возраст зачисления: отправить в детское учреждение малыша можно и раньше. Но именно с трех лет у ребенка появляется необходимость в общении со сверстниками. Безусловно, не будем забывать об индивидуальном развитии каждого ребенка, ведь у некоторых такая потребность может появиться и в полтора года.

Трехлетие регламентировано и законом. В нем прописаны критерии, по которым определяют возможность приема ребенка в учреждение. В частности, зачисляют в детсады будущих воспитанников только в том случае, если они:

  • умеют самостоятельно есть (пользоваться ложкой);
  • просятся на горшок;
  • могут умываться и вытираться полотенцем;
  • играют без взрослых в течение пятнадцати минут.

Все эти навыки осваиваются с двух до трех лет. Кроме того, трехлетки лучше переносят инфекционные заболевания: в первые месяцы в группе иммунитет подвергается серьезной нагрузке, и родителям часто приходится оставаться на больничном.

Как обойти очередь в садик?

Многим родителям приходилось сталкиваться с тем, что их очередь стоит, как вкопанная, в течение нескольких месяцев, и места для ребенка в выбранном садике нет и, по заверениям заведующей ДОУ, не будет. В таких ситуациях становится уже совершенно неважным, с какого возраста берут в детский сад на полный день, в него хочется попасть хоть когда-нибудь, ведь почему-то другие малыши ходят туда безо всяких проблем. Нужно понимать, что существуют категории граждан, имеющие льготные места в детских садах. К ним относятся:

  • дети, у которых есть только один родитель (опекун) и при этом он трудоустроен;
  • дети студентов и особенно учащихся матерей;
  • дети инвалидов первой и второй групп;
  • дети сироты или те, кто находится под опекой;
  • дети военнослужащих, судей, прокуроров, работников милиции, родителей, занятых в педагогической сфере (если они подчиняются Департаменту образования в Москве);
  • малыши из многодетных семей, также близнецы и те, у кого в конкретном садике уже есть братья или сестры.

К трем годам у ребенка формируется большинство необходимых для детского сада привычек и навыков. Но здесь нас может поджидать ловушка в виде серьезного возрастного кризиса. Если до этого, даже при наличии определенного интереса к другим людям, центром мира малыша была мама, то в три года мы получаем вспышку самостоятельности, стремление к социализации и растущую потребность общаться со сверстниками, участвовать в коллективных играх. В речи ребенка начинает рефреном звучать «Я сам!», и в этот момент приходится непросто как ему, так и родителям. На пике переломного периода отдавать малыша в детский сад – не лучшая идея, так как перемены, происходящие во внутреннем мире ребенка и в кругу семьи, дополнятся сложностями извне – адаптацией к новому месту и людям. Резкая перестройка режима жизни в момент кризиса может негативно сказаться на состоянии ребенка.

Большинство психологов считает, что оптимальный возраст для того, чтобы отдавать ребенка в детский сад – после трех лет. Кризис уже миновал, у малыша присутствует живой интерес к общению с ровесниками, эмоциональный настрой меньше зависит от присутствия родителей рядом на постоянной основе. К 3,5 – 4 годам многие дети уже бегло разговаривают и не испытывают серьезных трудностей при коммуникации.

Как обойти очередь в садик?

Многим родителям приходилось сталкиваться с тем, что их очередь стоит, как вкопанная, в течение нескольких месяцев, и места для ребенка в выбранном садике нет и, по заверениям заведующей ДОУ, не будет. В таких ситуациях становится уже совершенно неважным, с какого возраста берут в детский сад на полный день, в него хочется попасть хоть когда-нибудь, ведь почему-то другие малыши ходят туда безо всяких проблем. Нужно понимать, что существуют категории граждан, имеющие льготные места в детских садах. К ним относятся:

  • дети, у которых есть только один родитель (опекун) и при этом он трудоустроен;
  • дети студентов и особенно учащихся матерей;
  • дети инвалидов первой и второй групп;
  • дети сироты или те, кто находится под опекой;
  • дети военнослужащих, судей, прокуроров, работников милиции, родителей, занятых в педагогической сфере (если они подчиняются Департаменту образования в Москве);
  • малыши из многодетных семей, также близнецы и те, у кого в конкретном садике уже есть братья или сестры.

Как видите, список довольно внушительный и подвигать очередь есть кому. Чисто теоретически система распределения мест в детских садах абсолютно прозрачная и не зависит от человеческого фактора, но, как показывает практика, это не всегда так. Случаи, когда в ДОУ записывали деток в обход всех формальностей, были, есть и будут, и как с этим бороться, пока неизвестно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *